Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению Михайлова Ольга Владимировна
2013г
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе воспитанники проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.
Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером являются:
сидячее положение в течение длительного времени;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
стресс при потере информации.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних воспитанников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у воспитанников культуры здоровья.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:
создание организационно — педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:
отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.
При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках информатики и ИКТ наиболее эффективно осуществлять с использованием:
интерактивных технологий, предполагающих:
организацию обучения через опыт и сотрудничество;
учет различий в стилях познания учащихся;
деятельность учащихся в группах ;
применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения
технологий формирующего обучения, интегрирующих:
объяснительно–иллюстративные методы обучения;
алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;
дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);
индивидуальную и групповую деятельность учащихся
технологии уровневой дифференциации, предполагающей:
обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся и особое вниманием к детям группы риска и детям с ограничениями в здоровье;
реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;
использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);
использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).
Немаловажными факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.
Учитывая все вышесказанное, уроки я провожу, используя следующие этапы:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Актуализация ранее изученного материала
4. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами).
5. Физкультминутка.
6. Работа в тетради. (Запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере, коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа.)
7. Практическая работа (включение компьютера, вход в программу, выполнение задания).
8. Зарядка для глаз.
9. Подведение итогов.
10. Оценивание
11. Разбор ошибок
12. Завершение работы на компьютере.
Хочу заметить, что такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 20 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.
Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.
Существует мнение, что на уроках информатики оценки ставятся за выполненное задание на компьютере. Это не совсем так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка ставится за работу у доски при составлении программы, оценка за самостоятельное составление программы, за выполненное творческое задание (составление кроссворда, стихов, загадок по теме).
Для снятия негативного влияния компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. В младших классах я использую тематические физкультминутки. Например, на уроке по теме «Информация» можно использовать следующее упражнение:
-Улыбнитесь, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.
-Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.
-А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.
-А теперь покажите, как ветер качает дерево.
-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.
-А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.
Как хорошо вы действиями передавали информацию!
Таким образом, благодаря таким минуткам релаксации, учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.
Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор.
Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз
|
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Моргать в течении 1-2 мин.
с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.
Эффект: расслабление мышц шее и лица.
Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.
Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.
В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они «посмотрели» друг на друга. Движение — только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.
В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.
Эффект: избавление от усталости рук.
Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
Широко расставить пальцы, расслабить кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова — глубокий вдох.
На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох — и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
БИБЛИОГРАФИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере.// ИНФО. – 2002, №1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2000.
https://www.rusedu.ru/detail_1413.html
https://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
https://shkola9rhev.ucoz.ru/publ/1-1-0-7
https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/
https://festival.1september.ru/articles/211062/?numb_artic=211062
https://www.ychitel.com/menu%20to/pravo/pravo_3_3.html
https://comp-doctor.ru/
https://www.schoolnet.by/~stankovo/index/Zdorovtehnol2008.doc
ДЛЯ ЗАМЕТОК