Конспект урока по Музыке «Искусства различны – тема едина — тема РОДИНЫ»

Урок 4

Тема: Искусства различны – тема едина — тема РОДИНЫ

Цель :формировать музыкальную культуру на основе любви к родному краю, родной стороне. Взаимосвязь различных видов искусств. Развивать чувство гордости за национальное наследие своего Отечества; показать на примерах музыки , изо, литературы, взаимосвязь искусств.

Оборудование СД, записи «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Гимн России», П.И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня», «Золотое мое Ставрополье» Ю. Чичкова, «Я, ты, он, она..» С. Ротару, « С чего начинается Родина» М. Блантера, видео сопровождение «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Репродукции картин русских художников И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, И Айвазовского, А. Саврасова , В Васнецова, Поленова. Краткие обозначения:

Преподаватель- П,

Учащиеся-У.

Ход урока

1.Звучит музыка «Рассвет на Москве-реке» (Слайд 1)

Декламируются стихи о России

П.

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна.

У меня ты, Россия, как сердце- одна.

Я и другу скажу и скажу я врагу-

Без тебя я Россия прожить не смогу

Ю.Друнина

Какая основная тема стихотворения?

У.: Родина, судьба страны, любовь к родной стороне.

П. Сегодня на уроке мы рассмотрим тему: « Россия- Родина моя», которую воспевали в своем творчестве художники, музыканты, поэты. (Слайд2)

П.Стих. О России петь, что стремиться в храм,

По лесным дорогам, полевым коврам.

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать.

О России петь , что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть

И.Северянин.

П. Подберите слова-синонимы к слову Россия

У. Россия-Русь-Отечество- Родина.

Звучит музыка М Блантера «С чего начинается Родина?» (Слайд 3-6)

(беседа)

П. Что для вас означает Родина??

У. Березы, горы, степи, дом, мама, семья, школа, детский сад- это я и ты, это- мы.

Разминка «Я ты он она» (Слайд7)

П. Россия всюду…- в сердцах людей раскинулась она

Такую Родину представили мы в своем воображении.

Красота и величие русской природы воспета в бессмертных полотнах русских художников, среди которых И. Левитан, А. Куинджи, И Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов В Васнецов, Поленов и т.д.

На творчество Родина всех вдохновляет и души ХУДОЖНИКОВ ТВОРИТЬ заставляет.(Слайд8)

ЗАСТАВКА Чайковский «Осенняя песня» и показ репродукций (Слайд9-18)

П. Помогла ли музыка понять красоту картин??? Вы слышали эту музыку раньше? Какая музыка по характеру

У. Душевная, добрая ,лирическая, ласковая.

Свежие документы:  Сценарий урока музыки для 4 класса «Лесные тайны»

П. Автором этого произведения является Петр Ильич Чайковский- величайший композитор 19 века.

П. А почему его произведения запоминаются?

У. Потому, что он вкладывал душу, чувства, сердце.

П. Русичи – удивительно музыкальная нация

Каких еще русских композиторов вы знаете??

Римский- Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский, Рахманинов,Глинка.

М.И.Глинка-основоположник русской музыки. (Слайд19)

Почему его так называют? Ответите на этот вопрос, прослушав музыку

СЛУШАНИЕ, НЕ НАЗЫВАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «ХОР СЛАВЬСЯ»

ПРОСМОТР ВИДЕО.

П. Какая музыка- народная или композиторская?? Почему??

У. Похожа на народную песню, распевная, радостная, праздничная, ликующая.

П. Это произведение авторское , но близкое по духу народному .

«Создает музыку народ, а мы композиторы ее аранжируем» (Слайд20)

Огромная любовь к народной музыке побудила М. И. Глинку собрать, обработать и переложить народные песни, наигрыши и обряды.

«Иван Сусанин»- первая национальная опера, где главным действующим героем был русский народ.

П. А кто такой Иван Сусанин??

У. Герой народный .

П. Какая музыка по характеру?

У. Торжественная, героическая, призывная, ликующая.

П. Что необычного в конце произведения??

У. Колокол!

П. Да, действительно колокол- национальный символ Руси . Когда звучали колокола ?? (Слайд21)

У. На праздники, в горе, радости.

П. Человек приходил в мир с радостным колокольным звоном и покидал мир под погребальный звон колоколов, крестился ли, женился ли- всюду сопровождал его колокольный звон. . Заканчивается опера светлым звучанием колоколов в честь героя Ивана Сусанина, пожертвовавшим жизнью, ради спасения своей страны .Радостный перезвон и хвалебная песня.

Подскажите, как называется главная песнь в честь героев, богов, победителей??

У. ГИМН. (Слайд22)

П. Когда звучат гимны??

Сегодня друзья мы исполнить должны — главную песню нашей страны.

Она называется коротко –ГИМН.

Мы каждое утро встречаемся с ним.

Как надо вести себя во время исполнения гимна?

У. Стоя- в честь признания и уважения к национальному символу страны.

Исполнение гимна(1 к)

П. Урок начала со стихов и стихами продолжу

Пашни, покосы, сны мои – родина малая.

В речке камыш и уснувший на крыше ветряк

Малая родина- ты паруса мои алые,

В ночь непогожую — ты мой заветный маяк

(В. Сладнева.)

(слайд 23).

П. Как понимаете малая Родина??

У. Дом, где ты родился, учился, родители, город, село , край в большой стране

Стихи Синявского муз Ю. Чичкова возродили песню «Золотое мое Ставрополье»?

Прослушивание в исполнении учителя песни «Золотое мое Ставрополье»

Свежие документы:  Технологическая карта урока Музыки "Симфонический оркестр" 4 класс

П. Как вы понимаете словосочетание «Золотое мое Ставрополье»

Почему золотое??

У. Потому что дорогое, потому что пшеница желтого цвета, похожа на золото.

«Если есть на сердце рай- это Ставропольский край»

« Будет хлеб — будет и песня»

Разучивание.

П. Какой характер мелодии?

У . Мелодия напевная, нежная, ласковая .Движение плавное, покачивающее, танцевальное, вальсовое.

П Изобразите рукой. (Пластическое интонирование)

Разучивание по фразам, .Соединяем в предложение. Объединяем куплет и припев.

Исполнение.

П. Мне понравилось ваше исполнение , потому что оно было искренним с душой

Тема Родины без конца и без края, как необъятные просторы нашей Родины. Любите Россию, берегите Россию, восхищайтесь красотами земли русской. Храните в сердце Россию, гордитесь Россией, воспевайте Россию, Будьте достойными детьми своего Отечества. Я думаю, что сегодняшний урок помог вам открыть свой уголок России в своем сердце навеки.

Какие чувства, настроение вызвал урок ,мы определим на нотном стане:

Оранжевые нотки- радость

Синие- неприятие

Белые- равнодушие.

Судя по нотному стану, урок не оставил вас равнодушными.

П .Итог: три могучие культуры- музыка, живопись, литература- нас сегодня по России водили и тему Родины, я думаю, каждая по -своему раскрыли. (Слайд24)

В заключении исполнение «Песни о России» В. Локтева. (Повторение 1 урока)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: