Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии
Тема: «Музыка утра»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.
Задачи урока:
Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);
Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;
Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;
Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;
Развитие вокально-хоровых навыков;
Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.
Материалы к уроку: П.Чайковский «Зимнее утро», Э.Григ «Утро», песня А.Варламова «Петухи запели».
Учебник «Музыка» для 1-го класса (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), иллюстрации картин И.Левитана «Солнечный день», К.Крыжицкого «Озеро», портреты П.И.Чайковского, Э.Грига.
Оборудование:
Учебники для 1-го класса;
компьютер;
мультимедийное оборудование;
музыкальный центр;
фортепиано.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой утра. Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение? ( Детям предлагается открыть учебник на стр.44 и воспользоваться словами-подсказками).
Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику — краски, а поэту — слова.
Учитель: — На стр.46 и 47 вы видите иллюстрации картин. Какое утро изобразили художники? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное?
Дети: — Солнечное, жизнерадостное!
Учитель: — Как вы догадались?
Дети: — Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца.
Учитель: — А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?
Дети: — Тихое, на озере нет волн.
Учитель: — А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение словами (стихотворение И.Никитина):
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Учитель: — Так какое настроение вы услышали в стихотворении?
Дети: — Восторженное, радостное!
Учитель: — По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй?
Дети: — Ближе к первой.
Учитель: — Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ. Какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский? (слушаем «Зимнее утро»)
Учитель: — Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга?
Дети: — Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.
Учитель: — А на каком инструменте исполняется это произведение?
Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано.
А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.
Что вы услышите в музыке, какое время года?
(слушаем «Утро» Э.Грига.)
Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?
Дети: — Похоже и на лето, и на весну.
Учитель: — Почему вы так решили?
Дети: — В музыке как- будто выглянуло солнце.
Учитель: — А кто исполнял это произведение, один инструмент или много?
Дети: — Много, это оркестр.
Учитель: — Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?
Дети: — Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно.
Учитель: — А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы?
(Дети слушают ещё раз, называют флейту, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.)
Учитель: — Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?
Дети: — Второму, его написал Э.Григ)
Учитель: — А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим музыку утра.
Какой инструмент всегда находится с нами?
Дети: — Голос.
Учитель: — И как любой инструмент его надо настроить.
Дети вместе с учителем выполняют некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы», «Китайский болванчик», «Малый маятник» и др.
Далее следуют упражнения из артикуляционной гимнастики.
Распевание: «мычание» на одном звуке, песенки-попевки на двух и трёх звуках.
Прослушивание в аудиозаписи песни «Петухи запели».
Работа над песней. Разучивание ритмопластических и танцевальных элементов в песне.
Заключение: — Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига).
А по желанию, дома нарисуйте своё утро. До новых встреч!