Тема: « Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время посредством решения химических задач с экологическим содержанием»
Лукьянова Ольга Ивановна,
учитель химии
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
м.р. Алексеевский
Самарской области
Актуальность проекта.
В настоящее время, несмотря на множество предпринимаемых мер по экологическому воспитанию, уровень экологической культуры школьников, остается довольно низким. Об этом говорит мусор на берегах рек, в лесу, вдоль дорог, в школьных коридорах, сорванные и брошенные букеты цветов на дороге из леса и.т.д. В современной системе образования, учащиеся на уроках получают общетеоретические представления, не связанные с повседневной жизнью и экологическими проблемами. Экологические проблемы не воспринимаются школьниками. Задания, включённые в школьные учебники абстрагированы от повседневной жизни человека и экологических проблем общества. Сокращены часы на преподавание химии. В 8,9,11 классах по 2 часа в неделю, вместо трёх, в 10 классе всего 1 час в неделю. Не хватает времени на решение задач на уроках.
Одним из эффективных методов формирования экологических знаний и умений школьников становится решение задач по экологической проблематике. В поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно становится сопричастным к проблемам защиты природы, получает реальные возможности использовать приобретенные знания в жизни. Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление. Использование таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует формированию экологической культуры школьников, даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.
Объект изменений: процесс формирования экологической культуры учащихся.
Предмет изменений: процесс формирования экологической культуры учащихся 9 — 10 класса во внеурочное время.
Понятийный аппарат: источники загрязнения окружающей среды (пестициды, бытовые отходы, тератогены, фреоны, кислотные дожди); взаимосвязи живого мира с физическими, химическими, биологическими факторами окружающей среды; природозащитные мероприятия и ликвидация последствий загрязнения.
Анализ ресурсов:
Цель проекта: процесс формирования экологической культуры учащихся во внеурочное время посредством решения химических задач экологической направленности.
Задачи проекта:
Разработать и опробировать программу внеурочной деятельности «Экологические задачи по химии с региональной спецификой».
Обобщить результаты реализации программы.
Предоставить результаты на методическом объединении педагогов.
Целевая аудитория: учащиеся 10 классов
Сроки реализации проекта: 1год
Условия реализации проекта: для реализации проекта необходимы временные, материально-технические, информационные ресурсы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
— Поиск методической литературы с учётом проблемы.
— Поиск материалов в Интернете.
— Разработать диагностические анкеты, тесты с целью выяснения уровня экологических знаний у учащихся.
— Разработать программу и апробировать(тематическое планирование- приложение №3)
II. Основной этап.
— Проанализировать содержание задач и упражнений, помещённых в учебниках и сборниках задач по химии;
— Сделать подборку дидактических материалов экологической направленности, составить экологические задачи с региональной спецификой; (приложение №1)
— Разработка рекомендаций по составлению экологических задач с региональной спецификой; (приложение №2)
— Разработать программу;(тематическое планирование- приложение №3)
III Итоговый этап
Выявить динамику (итоговый тест)
Основные направления реализации проекта.
Для реализации проекта необходимы материально-технические, информационные ресурсы. Необходимо проанализировать задания учебников и сборников задач, которыми школьники пользуются на уроках химии. Использовать Интернет — ресурсы, учебно-методическую литературу, периодические методические издания (журнал «Химия в школе»).
Механизмы, средства и способы реализации проекта
Изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование.
Ожидаемые результаты.
1.Освоение уч – ся новых методов и приёмов решения экологических задач.
2.Повышение уровня знаний учащихся по химии (тестирование 50 — 60 % уч- ся должны выполнить задания).
3. Участие учащихся в научно –практической конференции (20%)
4.Формирование личностных и метапредметных УУД.
Критерии оценки результатов реализации проекта
Количественные.
-Увеличение доли уч – ся, принимающих участие в школьной олимпиаде по химии, научно – практической конференции (30% уч -ся)
— Личностные результаты
Использование дидактических материалов экологической направленности, позволит школьникам осознать взаимосвязь изучаемого предмета с жизнью, научиться принимать правильные решения в конкретных жизненных ситуациях, связанных с разрешением экологических проблем. Этот процесс формирует экологическую компетентность, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами в быту и на производстве, позволяет использовать краеведческий материал.
— Отзывы уч –ся, родителей.
Способы предоставления результатов
Разработанная и апробированная программа.
Ресурсное обеспечение
Реализация проекта не требует дополнительных ресурсов.
Приложение №1
При составлении задач рекомендуется придерживаться следующих методических требований:
1. Условия задач и результаты решения должны содержать практически значимую информацию.
2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.
3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.
4. Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.
5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.
Приложение №2
Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:
1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.
В Самарской области питьевая вода содержит растворимые соли ионов Ca2+ и Mg2+ — сульфаты и карбонаты, обуславливающие ее жесткость. Повседневное употребление такой воды может привести к ряду заболеваний пищеварительного тракта. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть применены для снижения жесткости самарской воды:
а) карбонат калия;
б) поваренная соль;
в) фосфат натрия.
2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.
Тольятти относится экологами к регионам III из IV возможных классов загрязнения. От 40 до 60% загрязнений городской атмосферы происходит из-за выхлопов автомобилей. Основные загрязнители оксиды углерода II и IV. Токсичное действие угарного газа на организм человека выражается в том, что он: а) вызывает образование на коже язв;
б) вызывает нарушение работы нервной системы;
в) связывается с гемоглобином крови, препятствуя переносу красными кровяными тельцами кислорода;
г) разрушает сетчатку глаза, приводит к потере зрения;
Ответ: в)
3. О природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.
Промышленные сбросы в Куйбышевское водохранилище содержат азот и фосфор и являются причиной «цветения» воды из за массового развития сине-зелёных водорослей. С помощью каких химических реакций можно обнаружить в воде катион аммония и нитрат анион. Запишите уравнения реакции.
Приложение №3
Тесты с экологическим содержанием
Вещества, которые, поступая в окружающую среду, не сразу включается или вообще не включаются в естественную циркуляцию, называются:
пестицидами
загрязнителями
минеральными удобрениями
бытовыми отходами
Тератогены – это
вещества, воздействие которых на организм приводит к аномалиям его развития
процессы, приводящие к образованию антропогенных форм рельефа
процессы, воздействующие на развитие теориофауны данной области
В процессе индивидуального развития организма наиболее губительным фактором для материальных основ наследственности является
a)резкое температурное воздействие
b)избыток солнечного излучения
c)нарушение режима питания
d)систематическое употребление алкоголя
Процесс нарушения структуры одного из важнейших органических соединений клетки, происходящий под влиянием физических и химических факторов, — это
полимеризация глюкозы
удвоение ДНК
денатурация белка
окисление жира
Изучением взаимосвязи живого мира с физическими, химическими, биологическими факторами окружающей среды занимается
палеонтология
генетика
экология
цитология
Количество находящегося в окружающей среде вредного вещества, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека при постоянном или временном контакте с ним, называют
предельно допустимым выбросом
предельно допустимой концентрацией
промышленным выбросом
залповым выбросом
Загрязнение воздуха, почвы, воды
вызывает у людей множество заболеваний
не влияет на здоровье людей
благоприятно сказывается на состоянии здоровья людей
не исследуется
Отходы производства нужно
использовать в качестве сырья для другого производства
выбрасывать в атмосферу, водоем, почву
сжигать
захоронить
9. Метаболизм метанола в организме человека протекает по следующей схеме:
СН3ОН→НСНО→НСООН→НСОО-Н+→СО2
НСНО→НСООН→НСОО-Н+→СО2 ;
СН3ОН→НСНО→НСОО-Н+→СО2 ;
СН3ОН→НСОО-Н+→СО2 .
К парниковым газам относят:
SO2 и N2O;
H2 и Cl2;
СО2 и СН4 ;
все перечисленные газы.
Кислотные дожди образуются в результате взаимодействия:
паров воды с оксидами серы;
углекислого газа и паров воды;
оксидов азота и серы;
оксидов серы и атомарного кислорода.
12. Озоновый слой атмосферы защищает поверхность Земли от:
избыточного освещения;
вредных ультрафиолетовых лучей;
радиации;
пыли.
13. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
образование озоновых дыр;
климатические сдвиги, например, парниковый эффект;
усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;
образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.
Вещества, вызывающие разрушение озонового защитного слоя:
оксиды азота;
фреоны;
летучие органические соединения;
соединения серы.
Приложение 4
Тематическое планирование по программе:
«Экологические задачи по химии с региональной спецификой».
Тема занятий | Теория | Практика | Всего часов | |
1 | Введение | 1 |
| 1 |
| Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. |
|
|
|
| Тема 1 «Загрязнение воды» |
|
| 12 |
1 | Загрязнение природных вод. | 1 |
| 1 |
2-3 | Загрязнение поверхностных вод. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием | 1 | 1 | 2 |
4-5 | Загрязнение подземных вод. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием | 1 | 1 | 2 |
6-7 | ПР №3: Анализ качества воды. |
| 2 | 2 |
8-9 | ПР №4: Определение содержания некоторых ионов в воде. |
| 2 | 2 |
10-11 | ПР №5: Анализ дождевой (снеговой) воды. |
| 2 | 2 |
12 | Способы очистки питьевой воды. | 1 |
| 1 |
| Тема 2 « Загрязнение атмосферы» |
|
| 6 |
1. | Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха. Глобальные проблемы современного мира: кислотные дожди, «парниковый эффект», уменьшение озонового слоя Земли. | 1 |
| 1 |
2- 3 | Химические реакции в атмосфере. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. | 1 | 1 | 2 |
4-5 | ПР №1: Мониторинг интенсивности движения автотранспорта. Расчет выбросов автотранспорта. |
| 2 | 2 |
6. | ПР №2: Моделирование процесса образования кислотных дождей. |
| 1 | 1 |
| Тема 3 « Загрязнение почвы» |
|
| 3 |
1 | Виды загрязнений почвы. Загрязнение почвы химическими средствами защиты растений. | 1 |
| 1 |
2-3 | Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. |
| 2 | 2 |
| Тема 4 « Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами» |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
1 | Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
| 1 |
| 1 |
2 | Загрязнение окружающей среды соединениями ртути, свинцом и здоровье детей. | 1 |
| 1 |
3-4 | ПР № 6: Определение ионов железа (III) в природных водах. |
| 2 | 2 |
5-6 | ПР №7: Воздействие катионов металлов на белки. |
| 2 | 2 |
7-8 | Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. |
| 2 | 2 |
| Тема 5 «Отходы и проблема их утилизации» |
|
| 4 |
1 | Основные виды отходов. Способы переработки и утилизации отходов. | 1 |
| 1 |
2 | Проблема городских и промышленных свалок. Пути решения проблемы. | 1 |
| 1 |
3-4 | Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. |
| 2 | 2 |
| итого | 12 | 22 | 34 |
Литература:
Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием М.: Центрхимпресс, 2001г.
Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием // Химия в школе 2000 г.- №2
Быстрицкая Е.В. Составление и решение расчётных задач с прикладным содержанием // Химия в школе 2000 г.- №7
Грамм-Осипова, О.Д.Арефьева Расчётные задачи с экологическим содержанием // Химия в школе 2000 г. — №8
Егорова Н.В. Наш подход к экологическому образованию учащихся // Химия в школе 2002 г. -№5
Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии // Химия в школе 2006 г. — №5
Заикина Е.А. Природные источники углеводородов // Химия в школе 2002 г. -№7
Канаш В.А. Задачи с использованием данных об анестезирующих средствах // Химия в школе 2007 г. — №2
Интернет – ресурсы:
.