Конспект урока для 3 класса «В. Драгунский «Тайное становится явным»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. Марадулина Равия Мидхатовна

2. МБОУ СОШ «Яктылык» г.о. Самара

3. Учитель начальных классов

4. Литературное чтение

5. 3 класс

6. В. Драгунский «Тайное становится явным», 12 часов 9-10 урок

7. Базовый учебник: «Литературное чтение» (В одном счастливом детстве)

3 кл. : Ч. 2 / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баллас, 2013

Тетрадь по литературному чтению. 3 кл. : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

М.: Баласс, 2013.

8. Цель урока:

Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.

9. Задачи урока:

  • учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.

  • воспитывать нравственные чувства.

  • расширять читательский опыт учащихся.

  • формировать навыки правильного, выразительного чтения.

  • развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

Для учителя – учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник, тетрадь по литературному чтению,

письменные принадлежности.

13.Структура и ход урока


1. Организационный момент. Психологический настрой

Дети читают хором (слайд2):

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок –

Активно включайся в работу, дружок!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, что вы готовили к уроку дома? (озаглавливание иллюстраций строчками из текста). (слайд 3)

— Почему, когда папа с Дениской шли домой из цирка, папа молчал и у него было грустное и серьёзное лицо?

— Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

  1. Работа по теме урока

Целеполагание.

— Сегодня мы прочитаем другой рассказ В. Драгунского о Дениске.

Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их. (слайд 4)

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

— Прочитайте про себя;

— Прочитайте медленно вслух;

— Прочитайте с утвердительной интонацией;

-Прочитайте с вопросительной интонацией;

-Прочитайте с восклицательной интонацией.

— Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания) (О правде всегда узнают)

— Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды. Так ли это? Нам сегодня предстоит разобраться.


  1. Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрацией стр. 125

— Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Тайное становится явным».(слайд 5)

— Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь может быть тайным?

-Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать» (слайд 6)

— О чём может идти речь в этом произведении?

— Что значит тайное становится явным?

— Чему учит произведение?

В конце урока проверим наши предположения.

Проблемная ситуация. Работа над заголовком: (по щелчку раскрываются понятия)

— Что такое тайна? (дети высказывают мнения) (слайд 7 )

Проверяем по словарю Ожегова.

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. Скрытая причина чего-нибудь.

— Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Подбери синонимы.

Тайное — секретный, потайной, скрытый.

Стадия вызова. Составление синквейна со словом тайна (слайд 8)

Тайна

страшная, чужая

скрывают, узнают, рассказывают

Нельзя рассказывать чужие тайны.

Секрет

— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы.

(Известный, всем доступный, очевидный)

— Что значит тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?

— Прочитайте первый абзац и сравните ваш ответ с авторским.


Прогнозирование.

– О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предложения.)

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

Первичное восприятие текста – (просмотр видеоматериала ).

— Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Работа в тетради.

— Прочитайте пункт плана в тетради (стр. 50, задание №1)

— Какой это план? (цитатный)

— Последовательно ли он составлен?

— Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части. (Работа в парах)

Проверьте правильность выполнения задания на слайде.(слайд 9)

  1. Физминутка. (слайд 10)

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

  1. Работа с текстом во время чтения. Беседа после чтения каждой части.

Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)

— Что однажды услышал Денис от мамы? (слайд 11)

-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?

— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

— Что же не понял Дениска?

После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)

— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской? (слайд 12)

— Объясните позицию мамы (Полезно, надо утром кушать каши)

— Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

— Объясните позицию Дениски (не любит, невкусно)

— Как вообще можно разрешить конфликт (уступить, договориться)

— Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.

После 3 части: («И мама ушла на кухню»)

— Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились) (слайд 13)

— Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?

— Докажите словами из текста. (Стр 126, 1 абзац)

Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)

— Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? (слайд 14)

— Автор пишет: «А я остался с кашей наедине.»

— С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

— Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

— Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

— Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы, в отличие от Дениски смеётесь?



Выборочное чтение по заданию.

— Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена) (слайд 15)

-Почему Дениска потерял сознание? От чего у Дениски возникло такое состояние?

— Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

— Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).

— Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

— Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

— Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

— Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

— Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)

Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)(слайд 16)

Объясните значение слов «милиционер и пострадавший».

Словарная работа: (по щелчку значение слов) (слайд 17 )

— О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?

Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?

— А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

— По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

— Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

— А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?

Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

— Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?

— Какова роль смеха в этом рассказе?

(Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)

7. Работа с текстом после чтения.

Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев.

— Какой вывод сделал для себя Дениска?

— Будет ли с мамой продолжение разговора? (нет)

— Почему? (Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали)

— Почему мама не ругала сына? (мальчик пересилил себя и признался во всём)

-Как признался мальчик? («Тайное всегда становится явным»)

— Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?

— Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?

— Могла ли эта история произойти в жизни?

Можно ли было рассказ назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».

8.Практическая работа. (работа в группах. 4 гуппы)

Каждой группе выдаётся задание. (приложение 1)

1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)

2. Подбери цитату из текста. (работа с учебником) Восстановите цепочку событий. (картинный план)

3. Выбери пословицу. (раздаточный материал).

Кроткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

Ветра не удержишь, правды не скроешь.

После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)

9.Обобщающая беседа.

— Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?

Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? (поступок, за который стало стыдно)

— Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

— Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?

— Какая проблема волнует автора? ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

— С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?

— Какой урок вы извлекли для себя?

Подходит ли эпиграф к нашему уроку? (слайд 1) Объясните его значение.

(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)

Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается.

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:( слайд 18)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

— Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

У В.Драгунского очень много рассказов. Ведь он писал для детей о детях.

10.Рефлексия учебной деятельности. (слайд 19)

Закончите одно из предложений:

Было интересно…

Я понял(а), что…

Меня удивило…

Я сделал(а) вывод, что…

Мне захотелось…

После сегодняшнего урока я….

12.Дифференцированное домашнее задание: (слайд 20)

— Пересказ рассказа по плану.

— Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать её.


Свежие документы:  Сочинение на тему "Волшебство сказок"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: