ТЕМА: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цели урока: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Оборудование: карточки со словами для физкультминутки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Постановка цели урока
Приближается праздник — Новый год. Чем примечателен этот праздник? Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные — сказочные —события.
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Откройте учебники, прочитайте название.
Подумайте, почему автор назвал свою сказку былью?
III. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
Почему же автор назвал эту сказку — былью?
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Понравилась ли вам сказка?
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
От какого лица идет повествования в сказке? (От лица автора)
IV. Физкультминутка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты, в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
V. Закрепление нового материала
1. Подготовительная работа перед чтением.
— Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
на-лю-бо-вать-ся — налюбоваться по-зна-ко-ми-лась — познакомилась рас-ка-чи-вай-ся — раскачивайся бес-по-кой-ство — беспокойство спря-тать-ся — спрятаться об-ла-мы-ва-лись — обламывались при-бли-жа-ю-ще-го-ся — приближающегося
— Читайте целыми словами:
лес — лесная, лесничий ночь — переночевал цвет-цветные
стекло — стеклянные серебро — серебряные
Выразительное чтение
Анализ произведения
Где происходят описываемые автором события?
Где жила Елочка?
Прочитайте, как автор описывает Елочку?
Были ли у нее друзья?
Как жилось Елочке одной в лесу?
Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела Сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, воспитанная, вежливая и др.)
Подтвердите свой ответ примером из текста?
Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
Что же произошло с Елочкой дальше?
Что с ней случилось, когда она очнулась?
Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
VII. Работа над иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
Кто изображен на этой иллюстрации?
Какой эпизод изобразил художник?
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
Какой художник изобразил Елочку?
Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
Как эти чувства нам помог увидеть художник?
VIII. Расширение кругозора
Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось:
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена..».
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения — какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
IX. Итог урока
А как вы думаете, была ли Елочка рада и довольна тем, что она стала новогодней елочкой?
Какие новогодние украшения были на Елочке?
Нарисуйте дома нашу Елочку в новогодних украшениях.
Какие краски вы выберите для своей картины?
Какое настроение будет у вашего рисунка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.