Лиана Анатольевна Смирнова,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курск
Тема урока: Наглядные формы представления информации.
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Учебник: Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ».
Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.
Цели урока:
Обучающие: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Развивающие: развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету.
Воспитательные: привить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флипчарт, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится: приводить простые жизненные примеры наглядного представления информации.
У учащихся будут сформированы: представление о наглядных формах представления информации.
Ученик получит возможность связать изучение темы «Наглядные формы представления информации» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, практически использовать различные формы представления информации.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
Ученик получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;
развития информационной и коммуникативной культуры;
Метапредметные:
Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.
Формируемые УУД.
Личностные УУД:
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном;
выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Познавательные УУД:
умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область;
самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;
устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений.
Этапы урока:
Цель | |
I. Самоопределение к учебной деятельности (1 мин) | Подготовка учащихся к работе на занятии. |
II. Актуализация опорных знаний (3 мин) | Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. |
III. Изучение новых знаний |
|
1.Выявление места или причины затруднения и постановка проекта выхода из затруднения (3 мин) | Определить тему и цель урока. |
2. Реализация построенного проекта (12 мин) | Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах. |
3.Первичное закрепление нового материала (5 мин) | Организовать деятельность по применению новых знаний. |
4. Физкультминутка (2 мин) | Снятие общего утомления. |
IV. Практическая работа (10 мин) | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. |
V. Контроль новых знаний (6 мин) | Выявить уровень первичного усвоения нового материала. |
VI. Подведение итогов (2 мин) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и грани применения нового способа действий. |
VII. Домашнее задание (1 мин) | Заинтересовать учащихся творческим заданием. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии. | |||
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Цель: воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. | |||
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
|
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы: — числовая, графическая, текстовая;
— с помощью глаз;
— текст- это любое словесное высказывание , напечатанное или существующее в устной форме. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слушать собеседника. |
| |||
Цель: поиск формулирования темы и цели урока. | |||
— Перед вами текстовая информация: Башня является популярной достопримечательностью, на которую приезжают посмотреть туристы со всего мира. На башне находятся огромные часы… — скажите, о какой башне идет речь и где она находится? — у вас получились разные ответы. — теперь посмотрим на картинку и определим, о какой башне шла речь. — Скажите, пожалуйста, какая форма представления информации показалась вам более убедительной, понятной в каждом из двух рассмотренных случаев? — С чем, по вашему мнению, это связано?
В чём преимущество наглядных форм представления информации над остальными? — Совершенно верно. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? («Наглядные формы представления информации»). — Исходя из темы, определите цели нашего сегодняшнего урока.
|
— московская или лондонская.
— московской.
— вторая, где картинка — видим картинку, не надо представлять.
— наглядные формы представления информации;
— познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование, сопоставление известного с тем, что ещё неизвестно. | |
Цель: сформулировать знания о наглядных формах представления информации. | |||
| Ребята, вспомните русскую поговорку, в которой подчёркивается преимущество зрительного восприятия информации над слуховым, в которой говорится о том, что гораздо эффективнее лишь однажды воочию убедиться в чём-либо, а не слушать много рассказов об этом.
— Больше всего информации человек получает с помощью органов зрения. Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо. -Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? — большое количество информации мы можем получать из схем. Они помогают лучше понять и запомнить материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? — вы видите на слайде карту Курской области. О чем она нам может рассказать? — условные знаки. Где вы можете видеть их?
— А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. С помощью азбуки Морзе закодировано сообщение. Декодируйте полученную шифровку. — Что же такое диаграмма? Диаграмма – это графическое изображение соотношения каких-нибудь величин. — Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни у животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. — Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. — Эти данные можно представить на линейной диаграмме. — Начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни. — Какой вывод можем сделать, глядя на диаграмму?
-Если развернуть диаграмму на 90о, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, то получим столбчатую диаграмму.
| — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
— фотографии;
— на дорогах;
— на уроках русского языка;
— где какой населенный пункт находится
— диаграмма;
-можно сразу сравнить, кто живет дольше. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: умение делать выводы; формирование действий структурирования знаний; формирование умения проводить сравнение, анализ объектов. Регулятивные: умение преобразовать информацию; развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Цель: организовать деятельность по применению новых знаний в типовых заданиях. | |||
РТ № 134,
РТ № 135 | — выполняют задания в тетради и у доски | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. | |
Цель: снять общее утомление. | |||
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | |||
| — Сначала повторим правила ТБ при работе за компьютером. Практическая работа № 10, стр. 136, задания 1, 2, 3. | — вспоминают правила ТБ
— выполняют практическую работу. | Личностные: возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
Цель: выявить уровень первичного усвоения новых знаний. | |||
| — Сейчас мы с вами проведем тест и посмотрим, как вы усвоили новый материал (интерактивный тест) После каждого ответа на экране появляется диаграмма ответов учащихся. Сразу проводится анализ ответов. | — выполняют интерактивный тест с помощью пультов | Личностные: формирование навыков работы с интерактивными пультами. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и грани применения нового способа действий. | |||
— Оцените свой уровень усвоения материала урока наглядно, с помощью смайликов.
| Оценивают свой уровень усвоения учебного материала урока с помощью пультов. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
| |
Цель: заинтересовать учащихся творческим заданием. | |||
| § 10, РТ №№ 130, 131 Представить фразеологизмы в виде рисунка. На следующем уроке попробуем отгадать фразеологизм и его значение. 1. Обвести вокруг пальца. 2. Молоть языком. 3. Знать назубок. 4. На воре шапка горит. 5. Дело в шляпе. 6. Ставить палки в колеса. 7. Сесть в калошу. 8. Зарубить на носу. | Записывают домашнее задание. |
|