Наглядные формы представления информации (5 класс)

Лиана Анатольевна Смирнова,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курск



Тема урока: Наглядные формы представления информации.

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ».

Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.

Цели урока:

Обучающие: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.

Развивающие: развить у школьников логическое мышление,  активизировать  мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать  у учащихся интерес к предмету.

Воспитательные: привить  интерес к предмету,  навыки самостоятельной работы.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флипчарт, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится: приводить простые жизненные примеры наглядного представления информации.

У учащихся будут сформированы: представление о наглядных формах представления информации.

Ученик получит возможность связать изучение темы «Наглядные формы представления информации» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, практически использовать различные формы представления информации.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ученик получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;

развития информационной и коммуникативной культуры;

Метапредметные:

Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.

Формируемые УУД.

Личностные УУД:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном;

  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Познавательные УУД:

  • умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область;

  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;

  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений.

Этапы урока:

Этапы урока

Цель

I. Самоопределение к учебной деятельности (1 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии.

II. Актуализация опорных знаний (3 мин)

Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации.

III. Изучение новых знаний

 

1.Выявление места или причины затруднения и постановка проекта выхода из затруднения (3 мин)

Определить тему и цель урока.

2. Реализация построенного проекта (12 мин)

Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах.

3.Первичное закрепление нового материала

(5 мин)

Организовать деятельность по применению новых знаний.

4. Физкультминутка (2 мин)

Снятие общего утомления.

IV. Практическая работа (10 мин)

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

V. Контроль новых знаний (6 мин)

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

VI. Подведение итогов (2 мин)

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и грани применения нового способа действий.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Заинтересовать учащихся творческим заданием.



Технологическая карта урока

Страница презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности: 1 мин

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку,

создание благоприятного микроклимата;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация опорных знаний: 3 мин

Цель: воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации.


Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

  1. Какие формы представления информации вам уже известны?

  2. С помощью каких органов чувств человек может воспринимать письменную информацию?

  3. Что вы можете рассказать о текстовой форме представления информации?





Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы:

— числовая, графическая, текстовая;



— с помощью глаз;



— текст- это любое словесное высказывание , напечатанное или существующее в устной форме.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.



Регулятивные: целеполагание.



Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

умение слушать собеседника.

  1. Изучение новых знаний.

  1. Выявление места или причины затруднения и постановка проекта выхода из затруднения: 3 мин

Цель: поиск формулирования темы и цели урока.

— Перед вами текстовая информация:

Башня является популярной достопримечательностью, на которую приезжают посмотреть туристы со всего мира. На башне находятся огромные часы…

— скажите, о какой башне идет речь и где она находится?

— у вас получились разные ответы.

— теперь посмотрим на картинку и определим, о какой башне шла речь.

— Скажите, пожалуйста, какая форма представления информации показалась вам более убедительной, понятной в каждом из двух рассмотренных случаев?

— С чем, по вашему мнению, это связано?



В чём преимущество наглядных форм представления информации над остальными?

— Совершенно верно. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема?

(«Наглядные формы представления информации»).

— Исходя из темы, определите цели нашего сегодняшнего урока.


















— московская или лондонская.





— московской.









— вторая, где картинка

— видим картинку, не надо представлять.











— наглядные формы представления информации;



— познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, сопоставление известного с тем, что ещё неизвестно.

  1. Реализация построенного проекта: 12 мин

Цель: сформулировать знания о наглядных формах представления информации.





















































Ребята, вспомните русскую поговорку, в которой подчёркивается преимущество зрительного восприятия информации над слуховым, в которой говорится о том, что гораздо эффективнее лишь однажды воочию убедиться в чём-либо, а не слушать много рассказов об этом.



— Больше всего информации человек получает с помощью органов зрения. Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо.

-Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках?

— большое количество информации мы можем получать из схем. Они помогают лучше понять и запомнить материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете?

— вы видите на слайде карту Курской области. О чем она нам может рассказать?

— условные знаки. Где вы можете видеть их?



— А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче.

С помощью азбуки Морзе закодировано сообщение. Декодируйте полученную шифровку.

— Что же такое диаграмма? Диаграмма – это графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.

— Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни у животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок.

— Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.

— Эти данные можно представить на линейной диаграмме.

— Начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.

— Какой вывод можем сделать, глядя на диаграмму?



-Если развернуть диаграмму на 90о, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, то получим столбчатую диаграмму.






«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».























— фотографии;







— на дорогах;



— на уроках русского языка;



— где какой населенный пункт находится















— диаграмма;







































-можно сразу сравнить, кто живет дольше.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: умение делать выводы; формирование действий структурирования знаний; формирование умения проводить сравнение, анализ объектов.

Регулятивные: умение преобразовать информацию; развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


  1. Первоначальное закрепление нового материала: 5 мин

Цель: организовать деятельность по применению новых знаний в типовых заданиях.

РТ № 134,













РТ № 135

— выполняют задания в тетради и у доски

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

  1. Физкультминутка: 2 мин

Цель: снять общее утомление.

  1. Практическая работа: 10 мин

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


— Сначала повторим правила ТБ при работе за компьютером.

Практическая работа № 10, стр. 136, задания 1, 2, 3.

— вспоминают правила ТБ



— выполняют практическую работу.

Личностные: возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

  1. Контроль новых знаний: 6 мин

Цель: выявить уровень первичного усвоения новых знаний.


Сейчас мы с вами проведем тест и посмотрим, как вы усвоили новый материал (интерактивный тест)

После каждого ответа на экране появляется диаграмма ответов учащихся. Сразу проводится анализ ответов.

— выполняют интерактивный тест с помощью пультов

Личностные: формирование навыков работы с интерактивными пультами.

  1. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и грани применения нового способа действий.

Оцените свой уровень усвоения материала урока наглядно, с помощью смайликов.


Оценивают свой уровень усвоения учебного материала урока с помощью пультов.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


  1. Домашнее задание: 1 мин

Цель: заинтересовать учащихся творческим заданием.


§ 10, РТ №№ 130, 131

Представить фразеологизмы в виде рисунка.

На следующем уроке попробуем отгадать фразеологизм и его значение.

1. Обвести вокруг пальца.

2. Молоть языком.

3. Знать назубок.

4. На воре шапка горит.

5. Дело в шляпе.

6. Ставить палки в колеса.

7. Сесть в калошу.

8. Зарубить на носу.

Записывают домашнее задание.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "конкретный смысл умножения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: