Конспект урока по курсу «Введение в школьную жизнь»
Тема: «Оценка. Введение линейки оценок.»
Цель: формировать адекватную самооценку учащихся
Задачи:
1. познакомить детей с оценочной линейкой;
2. учить определять критерии оценки;
3. продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.
Формируемые УУД :
мотивация к учебной деятельности;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
планирование деятельности;
самоконтроль;
умение сотрудничать со сверстниками;
умение участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, доказывать свою точку зрения;
анализировать свою деятельность и деятельность других.
Планируемый результат:
учащиеся познакомятся с оценочной линеечкой, научаться оценивать себя и других по разным критериям.
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Power Point, знаки «Поднятая рука» и «Хор» .
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организация деятельности. | — Здравствуйте, ребята! — Молодцы! Запомнили, как здороваются настоящие школьники! Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) — слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)! Три, два, раз (хлопает в ладоши З раза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх). |
Дети приветствуют учителя, вставая;
Учащиеся под руководством учителя выполнение движений |
Актуализация знаний. Упражнение в применении знаков «Поднятая рука» и «Хор» . | Проверим, как вы умеете работать по знакам «Поднятая рука»[1] и «Хор»[2]. Я буду загадывать вам загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального. Сорок одежек, и все без застежек. [2] (Кочан капусты) Висит сито, не руками свито. [1] (Паутина) Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. [2] (Гриб подосиновик) У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. [1] (Рука, пальцы) Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. [1] (Глаза) -Молодцы! Вы справились. | Дети отгадывают загадки, при этом дают хоровые или индивидуальные от-веты, в зависимости от знака, который показы-вает учитель. |
Создание проблемной ситуации. | -А сейчас мы с вами будем учиться, как настоящие школьники. Я продиктую вам узор, а вы нарисуете его на листочках. Сегодня мне надо собрать ваши работы и посмотреть, кто чему научился. Оцените свою работу знаками «+», «–». Как-то непонятно получилось: все ребята написали по-разному, а оценки у всех одинаковые. Что же нам придумать с оценками? |
Учащиеся выполняют графический диктант. |
Знакомство с оценочной линейкой | -Недавно я была на уроке у первоклассников из другой школы. Учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит. Конечно, все ребята очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки. Коле Торопилкину очень сильно хотел получить пятерку. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала ребятам листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами. Коля Торопилкин очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял руку и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего-то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Коли Торопилкина.» (слайд «Работа Коля Торопилкин».) Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница? Давайте попробуем оценить работу Коли Торопилкина. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем «волшебные линеечки». (Учитель вывешивает на доску таблицу с разноцветными линеечками.) Ребята, красная линеечка — это линеечка красоты. На ее верху крестиком отмечают самые-самые красивые работы, а внизу — самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Коли Торопилкина? (Учитель выслушивает предложения детей и ставит крестик внизу линеечки.) Итак, работа у Коли Торопилкина получилась не очень красивая. А теперь посмотрите на зеленую линеечку. Это линеечка правильности. На ее верху крестиком отмечают самые правильные работы, а внизу—самые неправильные. Куда можно поставить работу Коли Торопилкина? (Учитель выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа и выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.) Итак, работа у Коли Торопилкина получилась правильная. (Учитель ставит крестик вверху линеечки). И, наконец, перед нами синяя линеечка. Это линеечка быстроты. На ее верху крестиком отмечают работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней —медленнее всех. Коля Торопилкин выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Учитель ставит крестик вверху линеечки). Посмотрите, ребята: работа у Коли Торопилкина получилась правильная и быстрая, но некрасивая. А вот Вася Старалкин очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось. (слайд «Работа Васи Старалкина».) Давайте оценим работу Васи Старалкина с помощью волшебных линеечек. Как бы вы оценили эту работу по красоте, где бы поставили крестик? ( Учитель ставит на эту линеечку крестик другого цвета.) Хорошо. А где бы вы поставили крестик за эту работу на линеечке правильности? (Учитель ставит крестик на соответствующей линеечке.) А как оценить быстроту этого рисунка? (Если дети затрудняются с ответом, учитель напоминает им, что закончил работу самым Вася Старалкин последним.) Конечно, Вася Старалкин выполнил свою работу медленно. (Учитель ставит крестик внизу линеечки.) Посмотрите, работа у Васи Старалкина получилась красивая и правильная, но медленная. Посмотрели Вася Старалкин и Коля Торопилкин на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро. |
Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т.д.
Учащиеся высказывают свои предположения. |
Физкультминутка. | Потрудились — отдохнем. Встанем, очень глубоко вдохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять, Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили. Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. | Дети под руководством учителя выполнение движений по тексту стихотворения |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | — Понравились вам волшебные линеечки? За что на них можно ставить отметки? Давайте вернемся к своим работам. Вот какой узор у вас должен был получиться (слайд «Образец»). Сравните ваш узор с образцом и оцените свою работу с помощью волшебных лесенок. | Дети оценивают свои работы (по необходимости учитель напоминает, на какой ступеньке располагаются самые красивые, самые быстрые и т.п. работы.) |
Работа в парах. | -Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово «зато». Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Например: моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная.» Покажите, что вы готовы работать вместе, сотрудничать! Мне очень нравится ваши активность и желание работать вместе. |
Учащиеся показывают знак «Мы» и выполняют задание. |
Рефлексия. | Обсудим результаты нашей работы. -Что очень важное вы научились делать сегодня на уроке? -Почему для учеников это важно? -Что можно узнать, когда оценишь свою работу? -Как надо ставить оценку на линеечке? -За что можно ставить оценку? | Анализируют свою деятельность на уроке.
Повторяют правила и критерии оценивания. |