Классный час «Сложные проблемы нравственного выбора» 8 класс

Сентябрь 2014года

8 класс

Классный час «Сложные проблемы выбора»

Фундаментальное ядро содержания образования содержит требования к личностным результатам освоения программы основного образования, где одним из требования является «6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам»

Проблема нравственного ответственного поведения является наиболее сложной и с трудом поддается тренировке, формированию в школе, тем более, что СМИ, общество в целом не является примером нравственного поведения. Кроме этого следует учитывать возраст учащихся основной школы – подростковый и период ранней юности, когда авторитет взрослых не является абсолютным, просыпается самость, стремление быть индивидуальностью,  происходит осознания себя как личности, отсюда личная значимость и стремление к персонификации заданий.

Ребятам необходим  диалог, совместное обсуждение вопросов, опора на  индивидуальный жизненный опыт ребенка. Необходимо также воздействие на сферу эмоций и чувств у ребенка.


Мотивация

1) Участники разделены на 3 группы по 3 человека, каждой группе дается 2 листа бумаги:

  1. — Разных цветов

  2. — Разный размер

  3. — Совершенно одинаковые

Задание: выберите один лист и объясните, почему выбрали именно этот.

В ходе данного упражнения легче группам, которые получили разные листы, они с легкостью объясняют, почему выбрали один из вариантов, а группа, получившая одинаковые листы испытывает затруднение. Цель данного упражнения показать, что даже самый элементарный выбор, от которого ничего не зависит, может поставить человека в затруднительное положение, что говорить, если речь идет о моральном выборе.


2) Дилеммы, которые ставят перед классом  моральную проблему. Одним из наиболее распространенных элементов программ осмысленного отношения к нравственности является использование моральных или нравственных дилемм.

Хельга и Рашель выросли вместе, несмотря на то, что семья Хельги исповедовала христианство, а семья Рашель — иудейство. Они были большими подругами. Долгие годы этой разнице в Германии не придавали большого значения, но после прихода к власти Гитлера ситуация изменилась. Гитлер приказал евреям носить нарукавные повязки с шестиконечной звездой Давида. Он призывал своих последователей громить дома евреев и избивать их на улице. В конце концов их стали арестовывать и высылать из страны. По городу ходили слухи, что многих евреев убили. Укрывательство евреев, за которыми охотилось гестапо, по законам фашистской Германии было серьезным преступлением.

Однажды ночью Хельга услышала стук в дверь. Открыв ее, она увидела Рашель, кутающуюся в темное пальто. Рашель возвращалась из гостей. Подойдя к своему дому, она увидела там гестаповцев. Они уже забрали ее родителей и братьев. Понимая, что и ее заберут, Рашель побежала к дому друзей.

Что же делать Хельге? Если она не впустит Рашель, гестаповцы наверняка ее схватят. Хельга знала, что большинство задержанных евреев погибли, и она не хотела, чтобы такая же судьба постигла ее лучшую подругу. Спрятав ее, Хельга нарушила бы закон, подвергла бы риску себя и свою семью. В их доме была маленькая комната на третьем этаже, где Рашель была бы в безопасности.

Вопрос: Должна ли Хельга спрятать Рашель?

Данная ситуация, сложна для выбора и здесь главное как ребята объясняют предпочтение одного или другого варианта решения, в ходе которого формируется «компетентность в решении моральных проблем», приходит понимание, что любой выбор влечет последствия, а значит, человек ответственен за принятое решение. Решение нравственных дилемм происходит в ходе диалога, с опорой на имеющийся жизненный опыт и, наконец, затрагивает эмоциональную сферу.

Голосование да — должна, нет — не должна. Дилемма с 2м знаком ++


Несколько другая ситуация, если учащимся предлагаются дилеммы предполагающие выбор между двумя безнравственными поступками. Например:

Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Алексей, старший, взломал магазин и похитил 50 тысяч рублей. Борис, младший, пошел к старому человеку в отставке – было известно, что он помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что он очень болен и ему необходимо 50 тысяч рублей, чтобы заплатить за операцию. Борис попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действительности, Борис вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Бориса, он дал ему деньги. Так Борис и Алексей удрали из города, каждый с 50 тысячами рублей. Однако вскоре их поймали и они предстали перед судом. Представьте что вы судья: кто из братьев заслуживает на Ваш взгляд наименьшего наказания и почему?

                        

  3) «Анализ жизненных ситуаций»

 -данное тренинговое упражнение  помогает, опираясь на индивидуальный опыт ребенка и в результате его взаимодействия со сверстниками выработать то или иное оценочное суждение.

                                Задание  по оценке жизненной ситуации

  Пронумеруйте 5 ситуаций от 1 до 5 по мере возрастания их опасности для жизни и здоровья человека.

Ситуация А Миша — застенчивый мальчик. На вечеринках ему очень трудно расслабиться. Но в последний раз было лучше. Все были страшно удивлены. Оказалось, он выпил предварительно немного водки. Все стало намного проще.


Ситуация Б Иван каждый день ходит с коллегами в кафе, где выпивает две кружки пива. Дома за ужином он выпивает стопку водки и стакан пива или вина. Вечера он проводит дома за одним-двумя стаканчиками пива перед телевизором. Он предпочитает отечественное пиво.

 

Ситуация В Семья  Сидоровых ездит в отпуск на Черное море на машине, стараясь проделать весь путь за одни сутки. Это достаточно неудобно, но, выпивая по дороге много кофе, и, выкуривая много сигарет, отец может вести машину и ночью.

Ситуация Г Вера успешно сдала экзамены и отметила это с несколькими хорошими подругами. Праздник длился весь вечер и ночь, было весело, много алкоголя. Она немного помнит о последних часах и совершенно не помнит, как попала домой.

Ситуация Д  Маша выкуривает 20 сигарет в день. Она курит, чтобы расслабиться, она знает, какому риску подвергает свое здоровье курением, но считает, что все мы от чего-нибудь умрем.

 

Тренинговое упражнение «Марионетка» (автор Родионов В.А)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, один участник будет играть роль куклы. Все участники должны побывать в роли куклы. Для каждой тройки обозначается место начала движения и конца. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного места на другое. При этом человек, который играет «куклу» не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник


Обсуждение проходит по следующим вопросам:

1.Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

2.Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

3.Хотелось ли вам что-либо сделать самому?

    Задача ведущего — помочь участникам сделать вывод о неприятных ощущениях, когда ты несамостоятелен, не можешь распоряжаться собой, от кого-либо или чего-либо зависишь.

Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:

—  Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

—       Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».


Ведущий предлагает участникам мастер-класса ответить на вопрос:

«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?» (Важно знать меру, ведь и поддержка может перерасти в полное подчинение и подавление любой инициативы со стороны ребенка, а также к снижению ответственности по отношению к своему ребенку у родителей, ведь есть тот, кто и так позаботится о ребенке.)

Рефлексия

Организуется беседа, в ходе которой каждому из участников предлагается закончить следующие предложения:

— В свою методическую копилку я возьму…

— Мне будет сложно…



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: