Конспект урока на тему «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи»

Тема: Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи.

( по программе «Школа 2100»)

Лядова Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Ергачинская СОШ»

Пермский край

Кунгурский район

Идентификатор 206-969-027


Цели урока:

  1. познакомить с понятием «междометие»;

  2. рассмотреть на примерах их разнообразие;

  3. выяснить, какова роль междометий в речи;

  4. совершенствовать орфографические навыки;

  5. развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Прогнозируемые результаты:

Знают:

  • понятие «междометие»;

  • роль междометий в речи.

Умеют:

  • выделять междометия;

  • находить междометия в тексте;

  • отличать междометия от других частей речи;

  • составлять предложения с междометиями;

  • произносить с правильной интонацией;

Тезис к уроку: «Как трудно жить на свете,

Не усвоив междометие»

Деятельностная схема определения междометия

Ход урока

  1. Оргмомент

Сядьте ровно, ножки вместе,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор.


  1. Подведение к проблемной ситуации.

В некотором царстве, в далеком государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе есть много разных районов: район имени Существительного, район имени Прилагательного, район Глаголов и есть еще один район, в котором живут тоже очень важные жители. Хотите с ними познакомиться?

Чтобы отгадать познакомиться, я вам предлагаю сыграть со мной в грамматическую игру.

( у детей на партах лежат карточки со словами)

  1. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена существительные (оцените правильность и свой выбор)

  2. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны имена прилагательные (оцените правильность и свой выбор)

  3. Выйдите к доске ребята, у кого на карточках написаны глаголы (оцените правильность и свой выбор)


  1. А почему не все ребята вышли к доске?

(все садятся, а к доске выходят дети со словами:

ОХ, АХ, УХ, УВЫ! ОЙ, АЙ)

  • А почему вы их не отнести ни к одной группе слов?

Вывод: к ним нельзя задать вопрос!

  • Что они выражают? (разные чувства)

  • А какие чувства они могут выражать? (радость, испуг, восхищение, восторг, удивление, печаль, сожаление)

На доске открываются иллюстрации и дается название новой части речи: МЕЖДОМЕТИЕ

Признаки новой части речи:

  • Нельзя задать вопрос

  • Выражает разные чувства


  1. А для чего нужна эта часть речи в русском языке?

(проблема урока)

  1. Учитель читает два раза одно и тоже стихотворение, но первый раз без междометий, а второй раз с междометиями.


Сердце так и гложет страх

Эх, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Ох, беда уже близка,

Так и ждет меня доска!

(вывод: во второй раз стихотворение звучало ярче, красивее, эмоциональнее)

  1. Игра «Доскажи словечко».

Мне,- сказало Междометье

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносит слово…….(АХ!)

У кого тяжелый вздох

Произносит слово…..(ОХ!)

Кто встречается с бедой

Произносит слово…..(ОЙ!)

Кто отстанет от друзей

Произносит слово ….(ЭЙ!)

У кого захватит дух,

Произносит слово….(УХ!)

Интересно жить на свете

Если знаешь междометья!


  1. Закрепление материала

  1. Соедините междометия и эмоции

  2. Составьте предложения, используя междометия.

  3. Загадки из книги «ОХ и АХ»

  1. Итог урока.

  2. Рефлексия.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Деепричастие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: