Урок обучения грамоте ( чтение) в 1 классе.
Тема: Буква Я ,я. Две функции буквы Я. В. Сухомлинский « Яблоко в осеннем саду».
Цель: познакомить с буквой Я и одной из функций буквы Я – обозначение двух звуков; учить читать слова с буквой Я; обогащать активный словарный запас; раскрыть художественную ценность рассказа В.А. Сухомлинского «Яблоко в осеннем саду»; развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, устную речь, мышление, желание познавать окружающий мир; воспитывать интерес к творчеству В.А. Сухомлинского, интерес и уважительное отношение к природе; помочь увидеть духовную красоту человека.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, текст рассказа «Яблоко в осеннем саду», презентация «Моя Россия», смайлики.
Ход урока
Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок!
Все за парты тихо сели
И учиться захотели.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Ответить хочешь –не шуми,
Просто руку подними.
Покажите мне смайлик, который говорит о вашем настроении на уроке.
Проверка готовности к уроку.
Целеполагание.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой-труженицей. Будем читать слова с этой буквой.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа над отрывком из сказки «Гуси-лебеди».
Составление звуковой схемы.
Яб-ло-ко – (й аблака) – 3сл.,6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл.
— Напишите это слово на доске.
— Какой первый звук? А второй?
— Кто знает, какой буквой мы обозначаем эти два звука?
-Сколько звуков в слове? А букв?
-Почему так произошло?
-Какой вывод мы можем сделать?
3. Игра «Не ошибись».
— Я называю слова. Если в начале слова звуки (йа) – хлопайте в ладоши. Если нет звукосочетания – разведите руки в стороны.
Яма, яхта, ель, юбка, ящерица, якорь, Яна.
Развитие ассоциативного мышления.
— На что похожа буква Я?
Буква Я шагает гордо!
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
— А вы знаете, кто я?
— Я- не только буква Я-
Буква, Слог, и Слово!
— Что вы узнали о букве Я из стихотворения?
-Какое слово она называет? Что обозначает это слово?
-В каких словах, буква Я составляет целый слог?
Моя, своя, ягода.
Физкультминутка «Кузнечик»
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко!
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок!
IV.Закрепление и осмысление знаний учащихся
1.Продолжение работы над сказкой. Работа в тетрадях.
— Ребята, надо девочке помочь спасти её и братца от Бабы Яги, и тогда Баба Яга не сможет догнать девочку.
. Напечатайте букву Яя.
. Нарисуйте якорь.
. Напечатайте слова: якорь, маяк, Яна.
— Какую первую букву мы написали в слове Яна?
— Сколько букв в этом слове? А звуков?
— Почему букв меньше, чем звуков?
— Сколько звуков в слове якорь? А букв?
— Когда буква Я обозначает два звука?
2. Работу с учебником.
. Чтение слов столбиках хором, цепочкой.
. Чтение текста учителем.
— Как называется наша Родина?
. Чтение текста хором, индивидуально.
. Работа над текстом.
—О каких странах говорится в рассказе?
— Как мы называем нашу страну?
— Какой язык мы учим?
— С какой буквы будем писать слово Родина, если речь идёт о стране?
3. Работа с презентацией «Моя Россия»
— Чем богата Россия?
— Что вы знаете о нашей столице?
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.Беседа с учащимися. Краткие сведения о В.А. Сухомлинском.
2. Работа над загадкой.
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбка – лучи,
Очень горячи. (Солнце)
— Что помогло вам узнать, что это солнце?
-С чем сравнили яблочко?
-Расскажите и роли буквы Я в слове горячи.
3. Чтение рассказа учителем «Яблоко в осеннем саду».
Поздней осенью маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти вся листва с яблонь опала и шелестела под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листья.
Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с жёлтыми листочками они увидели на дереве большое красное яблоко. Оля и Нина даже в ладоши захлопали от радости.
— Как оно тут сохранилось? – удивляясь спросила Оля.
— Сейчас мы его сорвём, — сказала Нина и сорвала яблоко.
Каждой хотелось подержать его в руках. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она стеснялась сказать об этом, а потому оставила сестре:
— Пусть яблоко останется у тебя, Нина….
Нине хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она тоже стеснялась признаться в этом. Нина сказала:
— Пусть яблоко будет у тебя, Оля…
Яблоко переходило из рук в руки. Девочки не могли прийти к согласию.
Но вот им обоим пришла одна и та же мысль в голову: они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.
В маминых глазах сияла радость. Мама разделила яблоко и дала девочкам по половинке.
Беседа.
— О каком времени года идёт речь?
— Что нашли девочки в саду?
— Как вы считаете, почему яблоко переходило из рук в руки?
-Как это характеризует девочек?
-Кому досталось румяное яблоко?
-Как поступила мама?
— А вы делитесь своими подарками с родными и друзьями?
VI. Итоги урока. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
— Расскажите об особенностях буквы Я.
— Чему нас учат прочитанные произведения?
-Какие поступки должен совершать человек, чтобы его считали добрым?