Тема: Обобщение по разделу «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» .
Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Оборудование: жетоны, рисунки детей, портреты: Бунина, Бальмонта, Некрасова; названия станций: «Узнавай-ка», «Называй-ка», «Перепутай-ка», «Отдыхай-ка», «Поправляй-ка», «Угадай-ка», «Вспоминай-ка», «Проверяй-ка»; карточки для конкурса «Узнавай-ка», «Поправляй-ка», «Проверяй-ка» — по количеству групп; карточки с названием стихотворений, именами, фамилиями поэтов; смайлики, аудиозапись, выставка книг, награды.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Дети делятся на 4 группы и садятся за отдельные столики.)
Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
II. Речевая разминка.
Упражнения на дыхание:
«Свеча» — глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
«Погаси свечу» — вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
«Проколотая шина» — вдох через нос и медленный выдох на звук «с».
«Надоедливый комар» — продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.
III. Сообщение темы и целей:
— Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Пытаемся понять, почему люди фантазируют», совершим небольшое путешествие по станциям, проверим ваши знания по изученной теме.
— В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
— Путешествовать мы будем четырьмя группами. В дороге мне будут помогать консультанты. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.
— Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь!
IV. Путешествие по станциям.
1). «Узнавай-ка «.
— Вот мы оказались в Литературном уголке, и первая остановка называется «Узнавай-ка» — на доске прикрепляется карточка с названием остановки.
— Вам необходимо соотнести портрет писателя с его фамилией и полным именем.
На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.
— От каждой группы выходит представитель, но вы можете советоваться с товарищами.
Тим Собакин
Новелла Матвеева
Саша Чёрный
Сергей Козлов
Эмма Мошковская
Константин Бальмонт
Борис Житков
Татьяна Пономарёва
— И так, узнали писателей, а сейчас отправимся дальше.
2) «Перепутай-ка».
— А теперь давайте соотнесём автора и его произведение (К доске выходят следующая тройка учащихся и соединяют автора с произведениями).
Тим Собакин Игра в птиц
Новелла Матвеева Картофельные олени
Саша Чёрный Дневник фокса Микки
Сергей Козлов Звуки и голоса
Эмма Мошковская Вода в колодце
Константин Бальмонт Гномы
Борис Житков Как я ловил человечков
Татьяна Пономарёва Автобус
3) «Называй-ка». Демонстрация рисунков.
— Путешествие продолжается. Сейчас, вы должны, определить к какому стихотворению относится иллюстрация.
4) «Отдыхай-ка» физминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у всех на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
5) «Поправляй-ка»
Текст стихотворения записан на доске, а слова-рифмы – на карточках выданы каждой группе детей. Детям предлагается вставить слова в текст стихотворения, записанный на доске.
— Попробуйте восстановить текст стихотворения Эммы Мошковской по рифмам:
Когда я уезжаю,
беру я свой … (мешок):
десяток … (помидоров)
и колбасы …. (кусок),
беру белья на смену
и носовой … (платок)
Беру с собою … (стены),
и пол, и … (потолок).
Беру мой переулок
и будку на углу,
И постовой мне дорог,
и я его беру!
И добрая …. (ракита),
и милый мой … (вокзал)…
Ничто не позабыто!
Я всё с собою взял!
… такой огромный!
Но все … (проводники)
Его не замечают.
Такие … (чудаки)!
— Давайте прочтём получившееся стихотворение.
6) «Угадай-ка»
— Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.
1.Ростки извивались, ветвились,
Как будто оленьи рога… (Новелла Матвеева. Картофельные олени)
2. И пахнет она звездой, пахнет она избой,
пахнет калиткой скрипучей …. (Эмма Мошковская. Вода в колодце)
3. На лугу большие кучи,
свежевырытой земли …. (Константин Бальмонт. Гномы)
4. Мы птиц проходим.
Всё, как есть, …. (Михаил Яснов. Мы и птицы)
7) «Вспоминай-ка»
— А теперь, выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось и прочитайте его наизусть.
8) «Проверяй-ка».
— У меня на доске рисунки к произведению Бориса Житкова «Как я ловил человечков». Давайте вместе составим рассказ по вашим рисункам. Чтобы не нарушить последовательность, будьте внимательны.
V. Работа с выставкой книг. Аудирование.
— Мы завершаем наше путешествие, и в конце, я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями уже знакомых писателей.
VI. Итог. Рефлексия.
— Вот мы и закончили наше путешествие.
— Поднимите руку, кому оно понравилось.
Подсчитывание набранных балов каждой командой. Выявление команды-победителей. Вручение им «медалей».
— А сейчас выберите и поднимите соответствующий смайлик:
😉 — всё понравилось на уроке и всё удалось
— всё понравилось, но что-то не удалось
:/- всё удалось, но что-то не понравилось.