Коммунальное государственное учреждение
«Многопрофильная гимназия № 41 имени А. Пушкина»
Отдела образования акимата города Тараз
Открытый урок математики в 1-м классе с использованием компьютерной презентации «Сложение и вычитание числа 1»
Классный руководитель: Шибина Марина. Александровна
г. Тараз-2015
Цель урока:
закреплять знание нумерации, умение прибавлять и вычитать 1, тренировать в чтении равенств; используя термины «плюс», «минус», «равняется»;
развивать математическую речь, память, внимание, логическое мышление;
прививать интерес к математике, трудолюбие, формировать сознательную дисциплину.
Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Методы: наглядный, словесный, творческо-поисковый, рассуждение.
Тип урока: урок овладение новыми знаниями.
Форма проведения: урок – путешествие.
Оборудование на уроке:
для учителя:
компьютерная презентация, подготовленная учителем;
на доске прикреплено изображение солнышка.
для учеников:
тексты обучающего теста, самостоятельной работы по вариантам;
веера с цифрами;
для заключительного этапа урока – «лучи солнышка» трёх цветов (красный, оранжевый, жёлтый), клеящие карандаши.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Дети приветствуют гостей.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас —
Математика сейчас. (слайд 2)
— Чтобы узнать о каком времени года пойдёт сегодня речь на уроке нам надо расставить цифры в порядке возрастания и прочитать слово. . (слайд 4)
-Сегодня осень приглашает нас в гости и просит нас потрудиться. Часть детей будут выполнять самостоятельную работу на листочках, а остальные дети работают со мной. Внимание на экран.
2. Устный счёт.
1) Подул ветерок. Полетели листочки с деревьев и посмотрите, прикрыли цифры в числовом ряду.
(Дети называют цифры и считают хором) . (слайд 5)
А теперь проверим тех, кто работал самостоятельно.
(Ученик, стоящий у доски, называет пример, а остальные хлопают, если ответ правильный и молчат, если неправильный.)
2) Разминка. (слайды 6-14)
А) Решите задачи:.
Семь листьев Вася сам собрал,
Два листика Алеша дал.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?
Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало 5.
Кто их сможет сосчитать?
Б)-Кого Колобок встретил вторым?
В)-Сколько человек тянули репку?
Г)-Что лишнее: цветок, бабочка, жук
Д) работа с числовым рядом
Е) Назовите соседей чисел.
3) — Отгадайте загадку
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце) . (слайд 15)
— На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.
Сообщение цели.
— Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее) . (слайд 16-17)
(Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч).
— Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.
— Как называется этот луч? (числовой)
— А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца)
— Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)
— А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)
— Сегодня, начиная новую тему «Сложение и вычитание», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.
3.Актуализация знаний. Выполнение теста. (Обучение выполнять и проверять тестовые задания)
Дети выполняют задания и тут же с помощью компьютерной презентации проверяют свои ответы (слайд 18).
Образец выполнения теста: (запиши в окошки верные числа или знаки.)
Ответы | |
1. Число, которое при счёте следует за числом 5. | 6 |
2. Число, которое при счёте предшествует числу 8. | 7 |
3.Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6. | 5 |
4.Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1. | 8 |
5.Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3. | 4 |
6.Запиши верный знак сравнения между числами 8 и 9. | < |
-Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел)
— А если вычтем 1? (предыдущее)
Физминутка для глаз .
Изучение нового на основе закрепления пройденного (+, — 1, нумерация 1-10)
Презентация «Математическое путешествие».
Введение в тему.
Слайды 19-22. Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало. В небе засверкала радуга.
— А почему её называют радугой? (дуга)
— А на нашем слайде какой она формы? (кривая)
— Радуга вселяет радость, хорошее настроение. А сколько цветов в радуге?
Как получить число 7? (1и 6, 2 и 5, 3 и 4, и наоборот)
— По радуге мы перешли в сказочную страну математики. На другом конце радуги нас встречает маленькая девочка — эльф. Она рада встрече с вами. Но эльфы не любят так просто показываться людям. И вот вам доказательство: внезапно появляется другой эльф, который пытается нам помешать пройти в сказочную страну. Мы сможем туда попасть только тогда, когда правильно выполним все задания.
Закрепление знания нумерации, + 1. Работа с веерами
Слайды 23-26. (нумерация, последовательность, состав числа 10)
— Какие числа пропущены? Докажите.
— В каком порядке идут числа? (возрастания) На сколько? (на 1)
-Какое число получим, прибавив 1? (следующее)
-А если мы будем считать в обратном порядке? (убывания) На сколько? (на 1)
— Вычитая 1, какое число мы получим?
— На какие две группы можно разбить эти числа? (чётные и нечётные)
— Назовите нечётные числа. (1, 3, 5, 7, 9)
-Назовите чётные числа? (2, 4, 6, 8, )
— Почему их так называют? (их можно разложить на два одинаковых числа)
— Назовите следующее чётное число(10). Как получить 10?
Слайд 27. («соседи» чисел)
— Мы справились с нашим заданием и оказались в деревне эльфов Десяткине. Нас встречают жители. Мы легко узнаем, кто из них в каком доме живёт, если знаем соседей чисел первого десятка. (дети показывают ответы с помощью вееров).
Работа по учебнику.(страница 92-93) . (слайды 28-30)
№1Вставь пропущенные числа.
1+….=2 7-….=6 4+….=5
6-….=5 3+….=4 9-….=8
№2 Вставь знаки «+», « — » .
Записать в тетрадь стр.29№2
9…1=8 8…1=9 2…1=3
9…1=10 8…1=7 3…1=2
№3 Работа по вариантам:
Записать в тетрадь стр.30№3
7-1-1= 5+1+1=
3+1+1= 5-1-1=
6-1-1= 4+1+1=
-Вы так хорошо отвечали, что наш проказник вызвался проводить нас через математическую страну вслед за лучом.
Отработка умения + 1. (Комментирование по цепочке или можно позволить, как вариант, хоровые ответы)
Слайды32-48.
-Выйдя из тёмного леса на солнечную поляну, наш проводник делает шаг и …исчезает: он стал невидим, но его следы помогут нам найти дорогу, если мы правильно выполним действия. (Дети по цепочке присчитывают по единице и контролируют себя по значениям выражений, которые появляются на «следах» эльфа в кадре.)
-Вы правильно присчитывали по единице. Скажите, как изменяется число, если прибавить 1?
— Как называется действие, в результате которого число увеличивается? (сложение)
— Эльф – проказник доволен вашей работой. Он снова появился на краю поляны, ввёл нас в тёмный лес и …снова исчез. Нам предстоит новое испытание: найти дорогу из леса. (Слайды 49-66.) Для этого нужно найти значения выражений слева (-1).
-Что мы будем делать? (отсчитывать по 1)
-Как будут изменяться числа? (уменьшаться на 1)
-Итак, в путь! (дети хором решают примеры и «прокладывают» дорожку из тёмного леса.)
Слайд 67.
-Снова появился эльф: вы правильно справились с заданием, мы «дошли» до единицы, впереди появился солнечный луч. Ответьте на вопросы эльфа, чтобы выйти к свету знаний.
-Как изменялись числа по дороге из леса? (уменьшались на 1)
-Как называется действие, в результате которого числа становятся меньше?
Подведение итогов основного этапа. (дети делают «последний шаг»: 1-1=0)
— Вы молодцы, в очередной раз справились с заданием, и мы вернулись к началу нашего пути. Что такое нуль на числовом луче? (точка отсчёта, начало счёта)
-А вот и сигнал правильности вашего ответа и оценка вашей работы! (кадр яркого солнечного света) . (слайд 68)
Физминутка.
Закрепление пройденного. (+ 1)
1) «Луч учит». Комментирование. (слайд 69)
2) «Луч проверяет». Индивидуальные ответы. (слайд 70)
3 ) Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой.
(слайды 71-73)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 2. | |||
3+1= 6-1= 5+1= 8-1= | 9+1= 7-1= 1+0= 1-1= | 2-1= 4+1= 9-1= 0+1= | 8+1= 5-1= 6+1= 3-3= |
Рефлексия. Подведение итогов урока. Самооценка с помощью «лучиков солнца».
Пожелание успехов детям и в будущем.
Слайд 74.
— Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии.
— Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке?
-Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение)
-уменьшаются? (вычитание)
-Что получим, если к числу прибавить 1? (следующее число)
-вычесть 1? (предыдущее число)
VI. Подведение итогов урока.
— Вы хорошо поработали, многие добились успеха. Если удаётся добиться успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни. Слайд 14.
Солнышко радуется вашим успехам, а мы возвращаемся домой.
— Давайте посчитаем листочки. У кого 6,7 и больше листочков, тот поработал на отлично, у кого 4,5 листочков на хорошо. У кого совсем мало листочков? Завтра у вас будет их достаточно.
— Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)
-Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте выбранные вами лучи на наше солнышко.
( Дети выбирают цвет лучика и приклеивают его на солнышко: жёлтый – отлично работал, оранжевый – хорошо, красный – цвет опасности – «мог бы работать лучше»)
— Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей?
— Мы с солнышком уверены, что ваши советы и помощь помогут ребятам отлично учиться!
6.Домашнее задание.(стр. 30 №4)
7. Рефлексия
Если вам урок понравился похлопайте в ладоши
Если не понравился топните ногой