Конспект урока на тему «А. Куприн. «Слон»

А. Куприн. «Слон»

Цель: воспитывать доброту силой художественного слова.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы.

  • укрепить навыки выборочного пересказа;

Оборудование:

  • экран;

  • проектор;

  • презентация;

Ход урока

I. Подготовительная беседа.

— Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

— Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?

— Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим?

Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

— В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”

Крылатые выражения:

— Слона — то не приметить;

— Слон в посудной лавке;

— Делать из мухи слона;

— Как слон.

Объяснение крылатых выражений:

— Слона-то и не приметить — не заметить главного.

— Слон в посудной лавке — о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

— Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

— Как слон — неуклюж, громоздок, неповоротлив.



II. Постановка учебной задачи.

1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”.

Это художественный рассказ. Художественный рассказ — это описаниевыражение своих чувств ко всему происходящему.

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ.

— Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

2. Давайте посмотрим словарь толкований.

— Гостиная — комната для приема гостей.

— Горничная — работница в частном доме, убирающая комнаты.

— Барышня — девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

— Публикум, или публика — люди в качестве зрителей, слушателей.

— Попона — покрывало, укрывающее спину, туловище.

— Равнодушно — безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

— Щеколды — род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

— Фисташки — зеленоватые съедобные орехи.

3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?

4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа — самая большая загадка литературы.

III. Анализ прочитанного.

1. Беседа по вопросам:

— Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

— Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза — ровесница больной девочки.)

— Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Самый большой слон — самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)

2. Выборочное чтение.

— Желание маленькой девочки Нади увидеть слона — это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.

Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

— Найдите и прочитайте описание слона.

Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой — можно заключить, что это именно взгляд Нади.)

— Как девочка понимает «дружбу» со слоном?

(Дружба для Нади — это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

IV. Работа в группах.

— Подготовьте краткий или выборочный пересказ.

1 гр. – пересказ от имени Нади.

2 гр. – пересказ от имени Слона.

3 гр. – пересказ от имени отца.

4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

V. Отчеты групп. Обсуждение.

— С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)

VI. Фронтальная работа.

— О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

— Обоснуйте своё мнение.

— Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

— А легко ли быть добрым?

— Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.

— Что оно в себя включает?

Давайте посмотрим, что получилось у меня.

Добро – это:

  • красота

  • душевность

  • ласка

  • тепло

  • счастье

  • веселье

  • жизнь

  • отзывчивость

  • любовь

  • праздник

  • мама

  • смех

  • улыбка

  • семья

— Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

— Дома ещё раз перечитать этот рассказ.

Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

— А о чем мечтаете вы?

Если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия

Смайликами покажите, какое настроение у вас осталось после проведённого урока.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Встать! Суд идёт!» Деловая игра по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: