Открытый урок музыки в 3 классе
«В музыкальном театре»
Цель: Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного спектакля.
Задачи:
Уметь проводить образный и сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц.
Развивать навыки хорового и ансамблевого пения.
Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: проектор, экран, синтезатор, компьютер, музыкальный центр
нотная доска.
Ход урока
Звучит увертюра из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»- дети заходят в класс.
На экране здание Большого театра оперы и балета.
У.—-Ребята, что мы видим на экране?
Ответы детей ——(это здание театра)
У—-Может быть кто-то знает, что это за театр?
Ответы детей——(это Большой театр в Москве)
У——Это обычный театр? Там идут обычные спектакли?
Ответы детей—-(Это музыкальный театр ….)
У——Правильно, ребята, давайте назовём тему нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?
Ответы детей——(О музыкальном театре)
Тема урока выводится на экран.
У—-Если театр музыкальный, значит и спектакли там необычные?
Назовите их.
Ответы детей—-(это ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ).
У—— И так ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ – это музыкальные спектакли, а чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей—-
У——-А что в них общего?
Ответы детей——
У—— Мы с вами знакомы с некоторыми операми и балетами, вспомним их и назовём композиторов, которые создали эти музыкальные спектакли
Показ слайдов. Называем Ф.И.О. композиторов
Работа в парах. Найти соответствие между произведением и композитором.
Проверка на экране.
У—-Давайте представим, что мы в театре, сцена закрыта, оркестр занял свои места. С чего начинается музыкальный спектакль?
Ответы детей—-(с музыкального вступления, с увертюры).
Звучит УВЕРТЮРА к опере «Руслан и Людмила»
У.— Ребята, узнали эту музыку? Мы под эти звуки заходили в класс.
А какой музыкальный спектакль открывает эта увертюра?
Ответы детей——(опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»)
слайд
У— Послушайте музыкальный отрывок из этой оперы и попробуйте узнать его.
Звучит ария Фарлафа
—- Узнали вы этого героя, ребята?
Ответы детей—— (это Фарлаф)
У—-Откройте учебник на стр. 72
У——С кем встретился Фарлаф в этой сцене?
Что пообещала ему Наина?
Как звучала его ария?
В какой форме написана?
Какие слова он постоянно повторяет?
(Ответы детей на каждый вопрос)
У нас есть песня, которая написана в форме Рондо, это песня о дружбе всех детей и взрослых на планете.
Исполнение песни «Дружат дети всей земли »
Д. Львов — Компанеец, сл. В. Викторова
Звучит Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
У——Знакома вам эта музыка?
Ответы детей——
У—-расскажите мне о ней, какие чувства она передаёт?
Ответы детей…..
В мифе Орфей играет на лире, а какой инструмент мы слышали?
Ответы детей—-
У—почему композитор поручил эту мелодию флейте, ведь в оркестре много инструментов?
Ответы детей…
Презентация о флейте
Показ инструмента, (игра на разных видах флейты)
Физкульт минутка.
В музыкальном театре и певцы и музыканты оркестра владеют нотной грамотой. Давайте и мы вспомним наш звукоряд.
Исполнение звукоряда, пение по руке.
Исполнение песни о весёлом звукоряде (инсценировка песни).
У—А сейчас я вам открою секрет. Эта песня звучит в музыкальном спектакле, в котором соединились музык, пение, танец, сценическое действие.
Откроем страницу учебника 90 , как же называются такие спектакли?
Ответы детей—-(мюзикл)
У—-Этот мюзикл называется «Звуки музыки».
Просмотр видеофрагмента.
У—-Мы познакомились с ещё одним жанром музыкального спектакля- мюзиклом.
Многие композиторы сочиняли свои произведения на сказочные сюжеты
(«Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Спящая красавица»…..)
У Радиона Щедрина есть балет «Конёк- горбунок», а мы знаем песню про этого героя.
Исполнение песни.
Оценки, выход из класса под музыку увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.