Окружающий мир (Дмитриева О.)
1 класс
Одомашнивание животных.
Домашние животные и их предки.
Цель: познакомить учащихся с понятием «одомашнивание», создать условия для выявления того, как происходило одомашнивание.
Оборудование: выставка книг по теме, фигурки и рисунки домашних животных.
Организация учебного пространства: ученики распределены в 3 группы
Коммуникативные умения: умение работать в группе, задавать вопросы, делать выводы, строить собственное высказывание по вопросу.
Оформление: на доске записана тема урока, начерчена лента времени урока.
Работа с учеб-ником | Кроссворд | На охоту! | Открытия библиоте- карей | Рефлексия |
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
1. Орг. момент
| — Здравствуйте, любители и ценители природы! Прочитайте тему урока — «Одомашнивание животных». — Какие вопросы можно задать по теме урока?
— Древнего человека окружало большое количество животных. Что это были за животные?
— Почему мы их называем дикими? Обсудите в группе и оформите кластер.
— Но как-то древний человек был связан с дикими животными?
|
Каких животных одомашнил человек? Что такое одомашнивание? Как происходило одомашнивание? Зачем человек одомашнивал животных? Дикие
Живут в природе, добывают пищу сами, агрессивны по отношению к человеку
Охота — пища Шкуры – одежда, жилье Кости – оружие, орудия труда, жилье
| |||||||||||||||||||
2. Проблема | — Представьте, что вы – община. С охоты вернулся один из охотников вашего рода. И привел с собой …детеныша лошади? (жеребенка) — Что вы будете с ним делать?
(жилье, корм, защита) — А когда жеребенок вырастет? — Он станет домашним животным. Мы открыли 1 способ одомашнивания животных? Какой? |
Группы получают игрушки — «жеребенка» Обсуждение в группах
Станет лошадью: молоко (кумыс), транспорт, мясо. Человек сделает ему жилье, будет кормить, ухаживать, защищать от диких зверей.
Воспитание детенышей | |||||||||||||||||||
3. Работа с учебником | — Но существовал и другой. Хотели бы вы узнать 2 способ? — Открываем учебники. — Рассмотрите рисунок. Что нарисовано? — Прочитаем 1 абзац вслух по цепочке — Как ещё древние люди могли одомашнить животных?
|
Загнать взрослых животных в загон и не выпускать на волю
| |||||||||||||||||||
4. Кроссворд | — Каких животных человек смог приручить? Реши кроссворды. (Приложение1)
Проверка: называют животное, на доск прикрепляется рисунок с изображением животного. — Как назвать одним словом животных в вашем кроссворде? Птицы Млекопитающие
— Зачем человек приручил, одомашнил каждую группу?
| По группам решают кроссворды:
Птицы – яйцо, перья, мясо Млекопит.1 – мясо, молоко, шерсть Млекопит.2 — транспорт, мясо, молоко
| |||||||||||||||||||
5. Физпауза | «Мы охотимся на льва…» — Почему человек не одомашнивал льва? |
Не приносил пользу | |||||||||||||||||||
| — Чтобы животное приносило больше пользы, что делал человек?
| — жилье — корм — забота | |||||||||||||||||||
| — А изменялись ли животные, став домашними? Похожи ли современные домашние животные на своих предков? -Давайте послушаем о том, какие открытия сделали библиотекари, прочитав книги с выставки. — Во время слушания работайте с табличкой. Ставьте «+», если изменения произошли.
Вывод: как изменилась окраска шерсти? Размеры? Почему?
| Аня- кабан, вепрь –свинья Ксюша – тарпан – лошадь Лиля –овца Антон – тур — корова | |||||||||||||||||||
7.Рефлексия | — Подведем итог урока. Прочитайте незаконченные предложения и попробуйте продолжить их (метод «Незаконченных предложений») 1.Животные бывают … 2. Все домашние животные произошли от … 3. Домашние животные отличаются от диких тем, что … 4. Человек приручил животных для того, чтобы иметь … 5. На этом уроке я понял …
— Обратите внимание на Ленту урока. А какой этап урока вас заинтересовал больше? |
|
Приложение1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| 1 |
|
| 2 |
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| 5 |
|
|
|
| 6 |
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| По горизонтали: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| 4. Домашнее животное, дающее молоко. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
| 5. Молоко какого животного полезнее, чем коровье? |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
| 6. Домашняя птица, отличающаяся своим носом. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
| 8. «Кудрявое» животное, умеющее «мекать». |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
| 9. Животное, дающее шерсть и мясо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| По вертикали: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| 1. Животное, которое используют для перевозки грузов и верховой |
| ||||||||||||||||||||||||||
| езды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| 2. Животное, дающее человеку мясо, сало, кожу. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
| 3. Сторож дома. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
| 7. Домашнее животное, родственник зайца. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение2.
Сказка
Пришли животные к человеку и сказали: «Возьми нас, человек, к себе».
— А что вы умеете делать? – спросил человек.
— Я буду сторожить твой дом – сказала собака.
— Я буду давать тебе молока, — промычала корова.
— Я буду давать тебе щетину, — хрюкнула свинья.
— Я буду возить тяжелые вещи, — сказала лошадь.
Человек согласился, и животные стали жить возле него. А чтобы им было удобно и тепло, человек построил для них жилье. Он стал кормить и ухаживать за ними. С тех пор животные стали называться домашними.
Раздатки библиотекарям
1. Родоначальником большей части пород крупного рогатого скота (коров) считают тура. Древний тур хорошо был известен нашим предкам, был животным массивным, с длинными рогами, отличался громадной силой и быстротой, любил держаться в местностях болотистых и лесистых, где было много корма.
2. Тарпа́н— вымерший предок современной лошади. Тарпаны были маленького роста с относительно толстой горбоносой головой, остроконечными ушами, густой короткой волнистой, почти курчавой шерстью, сильно удлинявшейся зимой, короткой, густой, курчавой гривой и средней длины хвостом. Цвет был черно-бурый, желто-бурый или грязно-жёлтый, с широкой тёмной полосой вдоль спины. Ноги, грива и хвост — тёмные. Густая шерсть позволяла тарпанам переживать холодные зимы. Крепкие копыта не требовали подков.
3. Каба́н, или вепрь, или ди́кая свинья́ —является предком домашней свиньи. Обладает более коротким и плотным телом, чем домашняя свинья, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее.