Конспект урока для 1 класса «Кто такие птицы?»

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: окружающий мир.
Класс:
 1 «Б», МБОУ «СОШ № 15».
Программа:
 «Школа России».

Учитель: Головачёва Н.П.
Тема:
 Кто такие птицы?
Дата проведения:
15.10.2014 г.

Технология: деятельностная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Содержательная цель: формирование системы математических понятий через реализацию собственных наблюдений за внешним видом и строением тела птиц. Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий.
Задачи урока: Формирование представления о птицах как группе животных; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения. Развитие речи, мышления, интуиции; развитие умения определять группу животных по существенным признакам. Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы:
словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.


Универсальные учебные действия:

Личностные: освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы: планирование своей работы; анализ, сравнение различных объектов, фактов по теме «Птицы»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений.

Оборудование:  учебник «Окружающий мир (часть 1)» для 1 класса (А.А. Плешаков) , карточки с планом урока, рисунки с изображением животных (щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш), цветные карандаши, тетради.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)

3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)

5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

8. Домашнее задание. (1 мин.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)

Продолжительность урока: 40 минут.


Ход урока:


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке нам понадобится не только уверенность в своих силах, но и поддержка одноклассников.

— Займите свои рабочие места, приступаем к работе.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)

— С какой группой животных познакомились на прошлом уроке? Перечислите отличительные особенности рыб?

— Игра «Найди лишнее». Посмотрите на рисунки. Определите, какое животное «лишнее» и почему. (Щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш)

— Как назвать остальных животных? К какой группе отнести пингвина?


3.Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

— Почему не смогли выполнить всё задание? Каких знаний нам не хватило?


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)

— Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать? Чему будем учиться? Где нам пригодятся новые знания? (Постановка учебной задачи индивидуально.)

— Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

— Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя, выполнить задания в учебнике и в тетради.) (Карточки с планом на доске.)



5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)


1) Создание проблемной ситуации (3 мин)


-Давайте вспомним, кто из животных помогает нам познакомиться с учебником «Окружающий мир?» (Муравьишка и Черепаха) Послушайте рассказ Муравья.

— Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

— Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы — подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы? — А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица,петух — птица, бабочка — насекомое).

— Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей? Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?


2) Работа по учебнику (4 мин)


— Откройте учебник на с.36. Рассмотрите рисунки. Кого бы вы отнесли к птицам и почему?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать?

— Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Что ещё общего у всех птиц?

— Как вы считаете, какой общий признак птиц самый существенный? (перья). – Так кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).


3) Разрешение проблемной ситуации (1 мин)


— Вернёмся к началу урока. К какой группе животных отнести пингвина? Почему к птицам?


4) Физкультминутка(2 мин)


На горе стоит лесок…





5) Работа в парах (5 мин)


Рассмотрите изображение голубя на с.36. Прочтите название частей его тела и попробуйте объяснить, какую роль играет каждая из них. (Защита вариантов)

— Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)


-Выберите любую птицу на с.36 и с.37 учебника. Кто готов дать описание птицы согласно плану со с.37?


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)


— Откройте тетрадь на с.26. Какая птица изображена? Воробей. Что вы можете о нём рассказать? Зарисуйте воробья в тетрадь, используя серию рисунков как образец.


8.Домашнее задание. (1 мин.)


— Дома понаблюдайте за природой и выясните, какие птицы обитают в нашей местности? Какие из них улетают в тёплые края, а какие живут у нас круглый год?


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)

— Подведём итог урока. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?

— Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

— Оцените свои знания по теме урока. Поднимите руки те, кто хорошо усвоил новые понятия, сам сможет найти птиц среди других животных. Кому нужна помощь? В чём?

— Как вам кажется, удачно ли прошёл наш урок? Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!














Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Виды излучений. Спектры и спектральные аппараты"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: