Нижневартовский район
МБОУ «Ваховская ОСШ»
Урок литературного чтения (азбуки)
в 1 классе по теме:
Согласные звуки (в), (в,), буквы В, в.
учитель начальных классов
Сулейманова М.А.
п. Ваховск
2013 г.
ТЕМА УРОКА: Согласные звуки (в), (в,), буквы В, в.
ЦЕЛИ УРОКА:
Создать условия для знакомства с новыми звуками [в] , [в’] и буквами В, в.
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.
Формировать:
— учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;
— учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место, соблюдать гигиенические требования во время чтения.
Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Поздравляет вас звонок –
Начинается урок!
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!
2. Мотивация.
— Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
— Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
— Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс.
— Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
3. Новая тема.
а) Исследование звуков. Подводящий диалог.
— А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим. ( вафли, ватрушки, вареники). Схема слова – вафли.
— Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
— Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?
— Со звука [в].
— Исследуйте этот звук. Дайте ему характеристику.
По таблице дают характеристику звуку: звук [в] — согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый.
— Давайте посмотрим, чем же еще он любит полакомиться?
— С какого звука начинаются слова виноград, вишня? (Со звука [в`])
По таблице дают характеристику звуку: звук [в`] — согласный, звонкий, мягкий. Схема слова – вишня.
— Отгадайте на чём приехал Винни-Пух?
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (вертолёт)
— Почему именно на вертолёте прилетел Винни-Пух? (У нас на Севере этот вид транспорта особенно популярен).
— Как вы думаете почему? ( Много болот, недостаточно построено дорог, кое-где вообще бездорожье.)
— А на каких видах транспорта можно еще добраться до посёлка? Помните, что в названиях должны быть звуки [в], [в`].
б) Работа в группах: Винни предлагает разбиться на группы и распределить слова по тому, где стоит буква В. 1 группа – в начале слова, 2 группа – в середине слова.
М.и: Где может стоять буква В?
— Какая группа справилась с заданиями дружнее? Почему?
в) «Адрес» проживания нашей буквы В.
Буква В проживает . . .
замок Фонетики.
район … Согласных.
улица . . . Звонких.
дом … 2
Физминутка
3.Определение темы и задач урока.
— Вы догадались, почему именно эти продукты и этот вид транспорта любит Винни — Пух?
— Попробуйте определить тему нашего урока.
— Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [в], [в’])
— Тема сегодняшнего урока «Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в».
— Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:
• познакомиться с … звуками и с новыми …;
• учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
• учиться читать … и … с новой буквой.
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формулируют самостоятельно цель урока).
Цель нашей работы такова:
o познакомиться с новыми звуками и новыми буквами;
o учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв;
o учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4. Знакомство с новой буквой.
— Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’]? (ответы)
— Помогите Вини-Пуху, он не знает, с какой буквы пишется его имя – с маленькой или с большой. Почему с большой?
а) Задание от Совы.
— Она спрятала новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.(У каждого учащегося карточка с буквами).
— Помним, что времени всего – 1 минута. Начали. Взаимопроверка.
— Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
— Сколько раз встретилась буква В? (5)
М.и.:
— Кто был самым внимательным – встаньте.
— Понравилась ли работа?
Физминутка
б) о Ваховске
— Ребята, Винни-Пух очень любит путешествовать и особенно любит посещать места, в названии которых встречаются звуки [в], [в’].
— Давайте посмотрим, куда же нас приглашает Винни-Пух. Это одно из его любимых мест. А может, вы уже и знаете его.
в) Беседа по содержанию
— Ребята, вы узнали, где мы были? (В нашем поселке)
— Винни-Пуху очень нравится наш посёлок. А вам нравится? Что особенно нравится? (Ответы детей)
— Что сейчас можно сделать, чтобы наш посёлок был ещё краше? (содержать его в чистоте, не мусорить, убирать возле школы, возле дома, в подъездах, ухаживать за деревцами, не ломать их).
— Вы, ребята пока не многое можете сделать. А вот когда вырастете и получите профессии врача, нефтяника, строителя, вы сможете принести ещё большую пользу нашему посёлку.
Река Вах
— Какая река протекает возле посёлка?
— А возле посёлка есть ещё река, только намного меньше, а её название созвучно имени человека. (Максимка)
ТБ Ледостав
— Скажите, пожалуйста, какая погода у нас во дворе?
— Можно ли гулять в такую возле водоёмов? Почему?
— Можно ли выходить на лёд, когда он только начал образовываться?
— Всем ли надо знать эти правила?
— А что если запрет будет написан на знаке, а мы не сможем прочитать?
-Основная задача на уроке чтения – научиться читать, а для этого мы и познакомились с новой буквой, с которой начинается название нашего посёлка и главного героя нашего урока – Винни Пуха, будем учиться читать слоги и слова с буквой «В».
5. Работа в Практическом пособии
— Откройте Практическое пособие на с. 63.
— Поставьте пальчики на 1 слог и начали …
— Выиграет тот из вас, кто будет старательным и внимательным и ни разу не отстанет от всего класса.
М.и.:
— Встаньте те, кто справился с заданием.
— А теперь встали те, кому понравилось читать?
— Какие слова встретили среди слогов и слов, прочитанных нами?
Физминутка
6. Закрепление.
а) Выборочное чтение.
— На сколько вы хорошо и внимательно читали текст, я сейчас проверю.
— Кто стоял в воротах?
— Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
4. Винни-Пух просит победителя прочитать текст ещё раз, обращая внимание на восклицательные знаки, читая предложения с особой силой голоса.
Вывод: Винни-Пуху понравилось играть в футбол.
— Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
— В спортивном комплексе нашего посёлка работают футбольная и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время.
б) игра «Верю – не верю»
— Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю — не верю» (Если согласны, говорим верю, если не согласны с утверждением — говорим не верю).
1. Буква «В» обозначает гласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
5. В посёлке Ваховск нет ни одной спортивной секции.
7. Итог урока.
— Винни-Пух убедился, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он уверен, что в будущем сумеете принести пользу нашему посёлку, краю, стране.
— Выберите верное для ВАС утверждение:
Задания на уроке были:
интересными;
необычными;
скучными.
( Двое учеников читают стихи)
В Ваховске — родился,
В Ваховске – расту,
С Ваховском связал Я
Взрослую свою мечту.
Нефтяником я стану,
Добуду нефть стране,
А пока учиться нужно
Хорошо тебе и мне.
8. Рефлексия.
Я думаю, что работали вы все хорошо, но оценки ставите вы сами, поэтому жду результат.
Оцени себя.
— Кто старался и работал, поднимает
— А кому не очень понравилась собственная работа, поднимает
— Спасибо за урок! Вы старались быть активными!