Конспект урока для 5 класса «Вода — уникальное вещество»

Естестествознание 5 класс

Тема: Вода — уникальное вещество.

Цель: познакомить со свойствами воды

Задачи:

  1. Формирование экономических знаний.

  2. Развитие наблюдательности, внимания, развитие творческих способностей.

  3. Воспитание любви к природе, к её богатствам. Учить детей ценить воду и бережно относиться к ней.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта, конверты карточками, кроссворд, фотографии заката на море, фотография водопада.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

  2. Постановка целей урока.

Для того чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня на уроке будем говорить, давайте отгадаем кроссворд (читаются загадки, отгадки записываются в клеточки кроссворда).

  1. По морю идет, идет – а до берега дойдет — тут и пропадает (волна).

  2. Растет она вниз головой, не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – заплачет она и растает (сосулька).

  3. В огне не горит и в воде не тонет (лед).

  4. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина (град).



1






2









3




4



Прочитайте ключевое слово нашего кроссворда, которое появилось в выделенной строке.

Да, мы будем говорить о воде, тема нашего урока : «Вода — уникальное вещество». Известный писатель Антуан Сент-Экзюпери в своей книге писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, ты самая чистая в чреве Земли».

  1. Повторение изученного.

Вода – один из самых важных элементов географической оболочки. Назовите оболочку, в состав которой входит вода.

-Что такое гидросфера?

  • У вас на столах лежат конверты, откройте конверт № 1, в нем находятся слова, выберете только те, которые относятся к гидросфере (затем собираем общую схему на доске).

Гидросфера водяной пар


Океаны Моря Реки Озера Болота Подземные воды


  • На доске карточки с цифрами:


11022 м 7729 м 510 млн.км2

8742 м 5527 м 30 тыс


— Найдите цифру, которая показывает максимальную глубину Атлантического океана.

— Найдите цифру, которая показывает максимальную глубину Тихого океана.

— Индийского океана

— Северного Ледовитого океана.

— Найдите цифру, которая показывает общее число водохранилищ на Земном шаре.

— Что означает оставшаяся цифра?

  • Откройте конверт № 2, выполните тестовое задание (стрелками соединить озеро с его особенностью).

Каспийское море


Меняет свою площадь в зависимости от климатических условий почти в 3 раза

Байкал


Наполовину пресное, наполовину соленое

Титикака (Ю.Америка)


Самое высокогорное

Балхаш


Наибольшее по запасам пресной воды. Самое глубокое.

Чад (Африка)


Самое глубокое пресное

Верхнее


Самое большое по площади



4 Изучение новой темы.

Мы рассмотрим, в каком состоянии и какими свойствами обладает вода.

— Вода одно из самых распространенных веществ на Земле. Если говорить о ее значении для всего живого, то мы не можем не отметить то, без нее не растут растения, не могут прожить и животные. Человек может прожить без воздуха 5 дней, без еды – 5 недель, без воды – 5 дней. Основная жидкость в нашем теле – кровь. Она почти вся состоит из воды. Как всякое вещество, вода имеет химическую формулу. Читается она «аш два о». Формула показывает, что вода состоит из двух газообразных веществ – водорода и кислорода.

— Вода закипает при температуре +100С, а замерзает при температуре 0С.

— Давайте рассмотрим, какими свойствами обладает вода, и данные запишем в таблицу (сравнивается молоко и вода, которые находятся в химических стаканах, которые находятся на подставке).

  • Вода бесцветная

  • Прозрачная

  • Без запаха

  • Без вкуса

  • Вода хороший растворитель (демонстрация растворения соли в воде)

  • Вода жидкая, твердая, газообразная.

Учащиеся заполняют самостоятельно таблицу:

свойства

характеристика

цвет


прозрачность


запах


вкус


растворитель


агрегатное состояние



— Но в нашей таблице перечислены не все свойства воды. А какими еще свойствами обладает вода, вы узнаете из параграфа учебника (самостоятельно читают 3 абзац параграфа, называют свойства).

Воспитательный момент.

-Согласны ли вы с тем, что человек – царь природы? (Учащиеся высказывают свои мнения).

— Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной, единственной Земле, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся беззащитной пред нами. Получив неограниченную власть над природой, человек забыл, что ему необходимо беречь природу, чтобы сохранить самого себя.

— Знаете ли вы, что 22 марта объявлен Международным днем воды. Люди с древних времен пытались объяснить определенные явления, которые происходят в природе. Давайте вспомним, чем отличается озеро Балхаш от других озер?

— Я хочу рассказать вам печальную легенду об озере Балхаш. Давайте вспомним, чем отличается озеро Балхаш от других озер? Какие реки впадают в озеро? (работа с картой).

— У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по все Степи. Стали сватать ее женихи – богатые баи и ханы, но все они казались недостойны ее красоты.

Тогда Балхаш решил устроить состязания для женихов.

-Кто окажется самым умным, самым ловким, самым сильным, тот получит Иле в жены! – объявил волшебник.

Услышал об этом очень бедный молодой джигит Каратал. У него была только пара прекрасных коней, но сам отличался ловкостью, отвагой и силой. Каратал решил поехать во дворец волшебника попытать счастья.

Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Иле полюбила Каратала с первого взгляда. Она упросила отца позволить ему участвовать в состязаниях женихов.

Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов. Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он не хотел, чтобы его зятем стал бедный джигит.

Весь день проплакала красавица Иле, а ночью к ней тайно пришел Каратал и предложил:

— Если любишь меня – бежим!

Иле с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала. Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по Степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Иле и Каратал не желали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.

Тогда волшебник перенесся в Степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро, которое с тех пор стало называться его именем – Балхаш. Иле и Каратал волшебник превратил в бурные реки, впадающие в разных местах в это озеро. Много веков бурлят, волнуются они, напрасно пытаясь слиться воедино.

Мы не знаем, была ли легенда правдой или нет, но сейчас существует озеро Балхаш и впадающие в него реки Иле и Каратал. Восточная озера имеет соленость 5,2/00, а западная часть, там, где впадает Иле вода пресная — 3/00.


5.Закрепление.

Мы легенды слагать не будем, а выпустим газету, посвященную воде. Газета будет называться так же, как тема нашего урока – «Вода – уникальное вещество». Дома вы должны были подобрать материал к нашей газете. Это и пословицы, и поговорки, и загадки, и рисунки, и стихотворения, и рассказы. (На доску вывешивается заготовка будущей газеты, учащиеся выходят, зачитывают свой материал, затем приклеивают на заготовку газеты, в итоге получается газета)

6. Подведение итогов, выставление оценок.

7. Домашнее задание: составить кроссворд по теме.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «История России в первой половине ХХ века»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: