Естестествознание 5 класс
Тема: Вода — уникальное вещество.
Цель: познакомить со свойствами воды
Задачи:
Формирование экономических знаний.
Развитие наблюдательности, внимания, развитие творческих способностей.
Воспитание любви к природе, к её богатствам. Учить детей ценить воду и бережно относиться к ней.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта, конверты карточками, кроссворд, фотографии заката на море, фотография водопада.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Постановка целей урока.
Для того чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня на уроке будем говорить, давайте отгадаем кроссворд (читаются загадки, отгадки записываются в клеточки кроссворда).
По морю идет, идет – а до берега дойдет — тут и пропадает (волна).
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – заплачет она и растает (сосулька).
В огне не горит и в воде не тонет (лед).
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина (град).
1 |
|
|
|
|
| ||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
| 3 |
|
| ||||||||
| 4 |
|
|
Прочитайте ключевое слово нашего кроссворда, которое появилось в выделенной строке.
Да, мы будем говорить о воде, тема нашего урока : «Вода — уникальное вещество». Известный писатель Антуан Сент-Экзюпери в своей книге писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, ты самая чистая в чреве Земли».
Повторение изученного.
Вода – один из самых важных элементов географической оболочки. Назовите оболочку, в состав которой входит вода.
-Что такое гидросфера?
У вас на столах лежат конверты, откройте конверт № 1, в нем находятся слова, выберете только те, которые относятся к гидросфере (затем собираем общую схему на доске).
Гидросфера водяной пар
Океаны Моря Реки Озера Болота Подземные воды
На доске карточки с цифрами:
11022 м 7729 м 510 млн.км2
8742 м 5527 м 30 тыс
— Найдите цифру, которая показывает максимальную глубину Атлантического океана.
— Найдите цифру, которая показывает максимальную глубину Тихого океана.
— Индийского океана
— Северного Ледовитого океана.
— Найдите цифру, которая показывает общее число водохранилищ на Земном шаре.
— Что означает оставшаяся цифра?
Откройте конверт № 2, выполните тестовое задание (стрелками соединить озеро с его особенностью).
| Меняет свою площадь в зависимости от климатических условий почти в 3 раза | |
Байкал |
| Наполовину пресное, наполовину соленое |
Титикака (Ю.Америка) |
| Самое высокогорное |
Балхаш |
| Наибольшее по запасам пресной воды. Самое глубокое. |
Чад (Африка) |
| Самое глубокое пресное |
Верхнее |
| Самое большое по площади |
4 Изучение новой темы.
Мы рассмотрим, в каком состоянии и какими свойствами обладает вода.
— Вода одно из самых распространенных веществ на Земле. Если говорить о ее значении для всего живого, то мы не можем не отметить то, без нее не растут растения, не могут прожить и животные. Человек может прожить без воздуха 5 дней, без еды – 5 недель, без воды – 5 дней. Основная жидкость в нашем теле – кровь. Она почти вся состоит из воды. Как всякое вещество, вода имеет химическую формулу. Читается она «аш два о». Формула показывает, что вода состоит из двух газообразных веществ – водорода и кислорода.
— Вода закипает при температуре +100С, а замерзает при температуре 0С.
— Давайте рассмотрим, какими свойствами обладает вода, и данные запишем в таблицу (сравнивается молоко и вода, которые находятся в химических стаканах, которые находятся на подставке).
Вода бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Без вкуса
Вода хороший растворитель (демонстрация растворения соли в воде)
Вода жидкая, твердая, газообразная.
Учащиеся заполняют самостоятельно таблицу:
характеристика | |
цвет |
|
прозрачность |
|
запах |
|
вкус |
|
растворитель |
|
агрегатное состояние |
|
— Но в нашей таблице перечислены не все свойства воды. А какими еще свойствами обладает вода, вы узнаете из параграфа учебника (самостоятельно читают 3 абзац параграфа, называют свойства).
Воспитательный момент.
-Согласны ли вы с тем, что человек – царь природы? (Учащиеся высказывают свои мнения).
— Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной, единственной Земле, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся беззащитной пред нами. Получив неограниченную власть над природой, человек забыл, что ему необходимо беречь природу, чтобы сохранить самого себя.
— Знаете ли вы, что 22 марта объявлен Международным днем воды. Люди с древних времен пытались объяснить определенные явления, которые происходят в природе. Давайте вспомним, чем отличается озеро Балхаш от других озер?
— Я хочу рассказать вам печальную легенду об озере Балхаш. Давайте вспомним, чем отличается озеро Балхаш от других озер? Какие реки впадают в озеро? (работа с картой).
— У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по все Степи. Стали сватать ее женихи – богатые баи и ханы, но все они казались недостойны ее красоты.
Тогда Балхаш решил устроить состязания для женихов.
-Кто окажется самым умным, самым ловким, самым сильным, тот получит Иле в жены! – объявил волшебник.
Услышал об этом очень бедный молодой джигит Каратал. У него была только пара прекрасных коней, но сам отличался ловкостью, отвагой и силой. Каратал решил поехать во дворец волшебника попытать счастья.
Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Иле полюбила Каратала с первого взгляда. Она упросила отца позволить ему участвовать в состязаниях женихов.
Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов. Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он не хотел, чтобы его зятем стал бедный джигит.
Весь день проплакала красавица Иле, а ночью к ней тайно пришел Каратал и предложил:
— Если любишь меня – бежим!
Иле с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала. Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по Степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Иле и Каратал не желали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.
Тогда волшебник перенесся в Степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро, которое с тех пор стало называться его именем – Балхаш. Иле и Каратал волшебник превратил в бурные реки, впадающие в разных местах в это озеро. Много веков бурлят, волнуются они, напрасно пытаясь слиться воедино.
Мы не знаем, была ли легенда правдой или нет, но сейчас существует озеро Балхаш и впадающие в него реки Иле и Каратал. Восточная озера имеет соленость 5,2/00, а западная часть, там, где впадает Иле вода пресная — 3/00.
5.Закрепление.
Мы легенды слагать не будем, а выпустим газету, посвященную воде. Газета будет называться так же, как тема нашего урока – «Вода – уникальное вещество». Дома вы должны были подобрать материал к нашей газете. Это и пословицы, и поговорки, и загадки, и рисунки, и стихотворения, и рассказы. (На доску вывешивается заготовка будущей газеты, учащиеся выходят, зачитывают свой материал, затем приклеивают на заготовку газеты, в итоге получается газета)
6. Подведение итогов, выставление оценок.
7. Домашнее задание: составить кроссворд по теме.