Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы:
Разработка урока географии в 6 классе по теме
«Реки».
Автор: Морозова Марина Викторовна
Место выполнения работы: 412865 Саратовская область, Лысогорский район, п.Октябрьский, ул.Парковая, д.1,
МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области».
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Реки
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области» | |
Предмет: география | |
Краткая аннотация урока: Урок – изучение нового материала. Обучающиеся определяют по физическим картам крупные реки планеты, формируют представление о частях реки, речной системе. ИКТ в форме презентации урока, ЦОРов. На уроке используется интерактивная доска, работа по карте полушарий, атласам, контурным картам, закрепление темы в занимательной форме. На каждом этапе урока определяется цель и задачи: расширить и углубить знания о водах суши – реках; сформировать представления о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы; научить учащихся находить и показывать реки на карте, давать описание рекам. | |
| Класс, профиль: 6, общеобразовательный |
| Тема урока: Реки. |
| Тип урока: изучение нового материала с практико-ориентированными заданиями. |
| Приобретаемые навыки детей: работать с картой; составлять описание географического объекта, поиск необходимой информации, ее обработка, сравнение и описание по теме «Реки»; навыки работы в группе. |
Технологические особенности | |
| Используемое оборудование: проектор, компьютер, физические карты мира, России. |
| Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school—collection.edu.ru) или федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР (https://fcior.edu.ru/). |
Цель урока: способствовать созданию условий для формирования знаний учащихся об особенностях, разнообразии и распространении рек мира и России.
Задачи:
способствовать формированию знаний учащихся о частях, видах, составе рек.
содействовать развитию умения школьников работать с картой; составлять описание географического объекта, развивать навыки по поиску необходимой информации, ее обработке, сравнению и описанию по теме «Реки»; развитию навыков работы в группе;
способствовать осознанию значения рек на Земле, природосообразности использования водных ресурсов
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Загадка:
Где леском зеленым, где по полю,
Где, как в песне старой, вдоль села
Пробежала, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла. (река)
Н.Палькин
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный этап 1. Подготовка учащихся к работе на уроке, — обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; — психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии 2. Отгадать загадку (формулировка темы урока) |
| Приветствие, фиксация отсутствующих; — проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; — проверка подготовленности классного помещения к занятию; — организация внимания школьников; — раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
| Готовятся к уроку Приветствуют учителя Воспринимают информацию, сообщаемую учителем . | 1-2 |
2. | Этап актуализации субъектного опыта учащихся 1. Мотивирование учения школьников, принятие ими целей урока. 2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
| Показ социальной и практической значимости изучаемого материала( рассказ учителя) Беседа. Что вы знаете о реках? Чем характеризуются все реки? Почему много поселений и городов построено на реках?
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Отвечают на вопросы учителя
| 3 |
3. | Этап изучения новых знаний и способов деятельности 1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала: — существенных признаков понятий, законов, теорий. — правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовие усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3. Создание содержательных и организационных условий усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. |
1. Река
6.Истоки устья рек
3.Каньон
4.Линия водопадов
5.Эстуарий
7.Ниагарский водопад
2.Дельта
8.Речная система Волги 9.Речная система Дуная | Знакомство с основными понятиями урока: река, речная долина, пойма, русло, речная система, исток, устье. Демонстрация ресурсов. Изучение поперечного профиля речной долины. Использование распечатанных ресурсов. Схематичное изображение в тетради с обозначением русла, поймы, склона. Изучение частей реки: исток, устье, правый / левый приток, пороги, водопады. Определение и обозначение их на географической карте. Демонстрация ресурсов. Сравнение равнинных и горных рек. Демонстрация ресурсов. Изучение порогов, водопадов. Демонстрация ресурсов. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания: дают определения основным понятиям урока и записывают их в тетрадях.
Выполняют схему речной долины и речной системы. Работа в парах по сравнению двух рек (горная / равнинная). | 15 |
4. | Этап закрепления изученного 1. Обеспечение закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 2. Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
| 1.Работа с картой мира. Нанесение на контурную карту водопадов: Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу. 2. Выполнение практической задания: дать характеристику реки по типовому плану (сначала индивидуальная работа по характеристике 1 реки, затем обсуждение в группах по 4 человека): План характеристики реки 1.Название реки 2.На каком материке находится 3.Местонахождение, устье, исток 4.Равнинная / горная 5.Притоки (левый / правый) 6. К бассейну какого океана относиться. 3.Работа с картой мира / России. Нанесение на контурную карту рек: 1. Мира: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Инд, Ганг, Днепр, Хуанхе, Янцзы 2.России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Амур, Дон.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Знакомятся с заданием и выполняют задания на контурной карте. Дают характеристику реки по типовому плану.
Все учащиеся наносят реки России и мира на контурную карту. Название рек на экране. | 15 |
. | Этап обобщения и систематизации 1. Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний уч-ся. 2. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | 10.контрольные задания по теме «Реки» | Работа в парах, выполнение задания: задание на экране 1.Изобразите схематически реку и ее части (для образца используйте рисунок 131 в учебнике.
2. Демонстрация ресурсов 10. https://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.ht | 1.Знакомятся с заданием и выполняют задания в парах. 2. учащиеся отвечают на вопросы: что называется рекой?, Какие крупные реки мира вам известны?, Какие реки протекают в нашей местности? Ответить на вопросы теста. | 7 |
6. | Этап подведения итогов учебного занятия. Подведение итогов учебного занятия |
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. Учащимся розданы сигнальные карточки – смайлики. Было интересно, всё понял Было интересно, но разобрался с помощью учителя Испытывал затруднения | Фиксируют выводы об усвоении материала с помощью сигнальных карт.
| 3 |
7. | Домашнее задание |
| Ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию учащихся творческое задание: Составить кроссворд «Реки мира»/ Эссе «Экскурсия по реке». | Учащиеся записывают д |
|
Приложение к плану-конспекту урока
по теме « Реки»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Река | И | Гипертекст с иллюстрациями | |
2. | Дельта | И | Гипертекст с иллюстрациями | |
3. | Каньон | И | Текст с иллюстрациями | |
4. | Линия водопадов — | И | Текст с иллюстрациями | |
5. | Эстуарий | И | Текст с иллюстрациями | |
6. | Истоки и устья рек | И | презентация | |
7. | Ниагарский водопад | И | презентация | |
8. | Речная система Волги
| И | презентация | |
9. | Речная система Дуная | И | презентация | |
10. | Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки. Питание и режим рек. | К | контрольные задания по теме «Реки» | https://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html
|