Урок математики
по теме «Площадь прямоугольного треугольника»
Основные цели:
1) Сформировать представление о прямоугольном треугольнике, ввести в речевую практику термины «катет», «гипотенуза»; сформировать умение находить площадь прямоугольного треугольника.
2) Тренировать навык нахождения периметра и площади прямоугольника, решение составных задач, включающих в себя нахождение части числа, выраженной дробью.
3) Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, работать в парах и группах.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал:
эталон «Формула площади прямоугольного треугольника»:
S = (a b) : 2
2) эталон «Формула площади прямоугольника»:
S = a × b
3) опорный сигнал «Прямоугольный треугольник»:
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ
ТРЕУГОЛЬНИК
4) опорный сигнал «Площадь прямоугольного треугольника»:
ПЛОЩАДЬ
ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
S = (а ∙ b) : 2
b
а
5) геометрические фигуры
для доски и раздаточный материал для детей
6) задания для детей на листочках
Этапы урока | Требования к этапам | Ход урока | |
1 | Самоопределение к деятельности (орг. момент) |
| -Чтобы всем отлично знать Математику на пять Без ошибок измеряй Сравнивай и умножай.
— А вы ребята готовы к этому?
|
2 | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности |
| На доске пронумерованные фигуры ( разные треугольники, один из них прямоугольный, прямоугольник) — На какие группы можно разбить данные геометрические фигуры ….. — Какой из этих треугольников прямоугольный ….. — Почему вы так решили?…..( убрать лишние треугольники) — Очень хорошо, нам эти знания пригодятся. — Площадь какай фигуры вы умеете находить? (прямоугольника) -Как мы находим площадь прямоугольника? (один ученик выходит и пишт формулу) вывешивается эталон S=ab — В каких мерах измеряется площадь? ….кв. единицы. -Давайте докажем что мы умеем находить площадь прямоугольника Возьмите прямоугольник у вас на парте. Что нужно сделать для того чтобы найти площадь. (измерить, как измерить, применить формулу) Стороны прямоугольника 10см и 5см Дети измеряют и вычисляют, записывают в тетрадь -Какой результат вы получили?…(50 см кв) — У вас так же?… -Как находили?…. -Подумайте как данный прямоугольник разделить на два одинаковых прямоугольных треугольника?…..(разрезать) -Как разрезать?…. (по диагонали….) -Давайте разрежем (дети разрезают ) —Давайте проверим, действительно ли они равны (наложение) —Как вы думаете ,а какова площадь каждого их этих треугольников …..(25 см кв) —Молодцы -Вы правильно решили. -А теперь попробуйте за 1 мин. найти площадь синего треугольника, лежащего пред вами.(размеры 8 см и 4 см) дети измеряют и вычисляют -Ответы запишите на отдельных листах фломастером…. -Время истекло -Покажите ваши ответы. Фиксируются на доске «разные» ответы. Встаньте у кого также. |
3 | Постановка учебной задачи | Фиксирование в громкой речи:
| -Почему у нас разные ответы?……( мы не умеем это делать) -Так чем мы будем сегодня заниматься? -Какова тема нашего урока (площадь прямоугольного треугольника) тема вывешивается на доску. -Какова цель нашего урока ( научится находить площадь треугольника)
Физминутка. Много ль надо нам, ребята.
Много ль надо нам, ребята Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом ещё кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень очень Развесёлый чудачок.
Гимнастика для глаз
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения ( «открытие детьми нового знания ) |
| -Теперь попытайтесь выполнить это задание в группах…обратите внимание на доску…вспомните как вы рассуждали когда первоначально у вас получилось найти площадь прямоугольного треугольника.(50:2) Дети работают в группах… Фиксация решений на доске и объяснение хода решения − Какие эталоны вы можете использовать? (Так, как два треугольника вместе образуют прямоугольник можно использовать формулу нахождения площади прямоугольника.)
-Давайте запишем правильное решение.. -А теперь заменим числа буквами -Только в прямоугольном треугольнике стороны образующие прямой угол называются катеты… названия на доске т.е. мы используем математические термины -что у нас получилось (формула) -Давайте проверим по эталону Формула вывешивается на доску -Как вы думаете, а эта формула подходит для любого прямоугольного треугольника… |
5 | Первичное закрепление во внешней речи |
| -Давайте применим эту формулу и найдем площадь зеленого треугольника, который у вас на столах…дети работают самостоятельно и проговаривают ход решения в парах (6см, 4см) -Что у вас получилось? У всех так? Как мы находили площади прямоугольного треугольника ?…(формула) Молодцы!
|
6 | Самостоятельная работа |
| — Прекрасно, а теперь давайте решим задачу. В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм. Решили каждому брату сделать свое рабочее место разделив стол на два равных угловых (треугольных). Какова площадь каждого стола? Дети решаю задачу самостоятельно, проверка — У всех получилось?… -Молодцы У вас все прекрасно получается. |
7 | Включение в систему знаний и повторений |
| — Тогда я уверена, что со следующим задание все справятся. Задание на листочках Нарисованы прямоугольные треугольники. Найдите катеты, измерти их и найдите площадь и периметр треугольников. (стороны 2см, 3см и 4см; 3см, 4см и5см) |
8 | Рефлексия деятельности (итог занятия) |
| – В каком задании было общее затруднение? (В решении задач на нахождение площади прямоугольного треугольника.) – Почему оно возникло? (Не знали формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.) – Какие цели вы ставили перед собой? (Узнать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника, научиться решать задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника.) – Достигли вы этой цели? (Да.) – Каким способом искали новое правило? (Работали с моделью прямоугольника, с ее помощью увидели, что прямоугольный треугольник является половиной прямоугольника.) – Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.) – У кого были затруднения? Смогли вы справиться с затруднениями? (…) Следует ли еще тренироваться в решении задач на нахождение площади прямоугольного треугольника? (Да.) – Поэтому дома решите подобную задачу самостоятельно. Запишите домашнее задание. Задача : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше. Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника. |
ПЛОЩАДЬ
ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
S = (а ∙ b) : 2
b
а
S = (a b) :2
S = a b
Катет
Катет
«ПЛОЩАДЬ
ПРЯМОУГОЛЬНОГО
ТРЕУГОЛЬНИКА».
Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм. Решили каждому брату сделать свое рабочее место разделив стол на два равных угловых (треугольных). Какова площадь каждого стола? Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.
Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше. Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника. | |
Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм. Решили каждому брату сделать свое рабочее место разделив стол на два равных угловых (треугольных). Какова площадь каждого стола? Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.
Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше. Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника. | Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм. Решили каждому брату сделать свое рабочее место разделив стол на два равных угловых (треугольных). Какова площадь каждого стола? Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.
Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше. Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника. |