Урок математики во 2 классе.
Тема: Умножение на 0 и на 1.
Цель: Сформировать способность к выполнению частных случаев умножения с 0 и 1; закрепить смысл умножения и переместительное свойство умножения, тренировать вычислительные навыки и совершенствовать умения находить площадь фигуры. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математики.
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.
На уроке продолжим работать над умножением: повторим то, что уже знаем и откроем для себя что-то новое.
а). 3адания на развитие внимания.
На слайде записаны числа:
32, 34, 36, 38, …………….
-Что интересного заметили в записи чисел?
Продолжите, соблюдая закономерность на четыре числа вправо.
На какие группы можно разбить эти числа?
Какое число считаете лишним? Почему?
Назовите самое маленькое число из ряда.
Самое большое.
На сколько число 46 больше, чем 32 ?
Как узнать?
Увеличьте число 46 на 150. Чему равен результат?
Дайте характеристику числу 196.
Выразите его в различных единицах измерения длины.
б). Задания на развитие памяти и речи. Смысл умножения.
Повторите по порядку слова, которые я назову:
слагаемое, слагаемое, сумма;
уменьшаемое, вычитаемое, разность;
множитель, множитель, произведение;
Компоненты какого действия я назвала первым, вторым, последним?
Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые.)
Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения, (а + а + а + а + а.. .= а * в )
в). Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
Что получится?
( В первом произведении 5 слагаемых, каждое из которых 12 , поэтому оно равно 12 * 5 . Аналогично 33 * 4, а * 3 )
г). А теперь выполните обратную операцию. Замените произведение суммой в выражениях;
99 * 2 =
8 * 4 =
в * 3 =
д). Игра «Найди ошибку».
Песик Тяпа тоже составлял равенства. Давайте проверим, правильно ли он их составил. Если не верно, объясним, в чём его ошибка.
81+81 = 81* 2
21* 3 = 21+22+23
44+44+44+44 = 44+4
17+17-17+17-17 = 17* 5
е). Сравните выражения:
8* 5 5* 8 34 * 9 31 * 2
5 * 6 3*6 а * З а*2+а
Какое свойство умножения использовали в первом примере?
Постановка проблемы. Создание затруднения в деятельности.
Рассмотрите числовой луч.
Какому числу равен единичный отрезок?
5*3 5*4 5*5 5*6 5*7 5*8 5*9 5*10
4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
5 * 3 = 15 5 * 5 = 5 * 7 = 5 * 9 =
5 * 4 = 20 5 * 6 = 5 * 8 = 5 * 10 =
Давайте проверим, верны ли равенства, записанные на доске.
Как меняется сумма одинаковых слагаемых?
Продолжите эту закономерность направо.
Теперь продолжите её налево.
А что означает выражение 5 * 1?
(Сумма одного слагаемого равного 5.)
Бывает ли сумма с одним слагаемым?
А что означает выражение 5 * 0?
(Сумма нуля слагаемых, равных 5 .)
Бывает ли сумма без слагаемых? ( Нет.)
Замените действия умножения — сложением.
Над чем вы задумались? Смогли ли выполнить задание? Почему?
Имеют ли смысл эти выражения?
Это не согласуется с тем, как мы понимаем умножение. Надо расширить понимание этого действия.
Выяснить, можно ли считать равенства 5 * 1 и 5 * 0 верными.
Как бы вы сформулировали тему урока?
( Умножение на 0 и на 1.)
И так нам предстоит исследовать особенности решения примеров, в которых встречаются 0 и 1.
Открытие детьми нового знания. Исследование.
-Давайте проведём исследование и расширим наши знания об умножении. Приступая к исследованию, следует помнить, что математика — наука точная. В ней всё должно подчиняться свойствам и закономерностям. Нарушать их нельзя!
А какое свойство умножения вы знаете? ( Переместительное.)
Какую закономерность на луче установили? (5 * 1=5, 5 * 0 = 0)
Давайте проверим это свойство. А поможет нам в этом задание № 1 стр. 78.
Дети решают с комментированием.
1* 2= 1+1 =2
1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 =4
1*5 = 1+1+1+1+1 =5
Какое число умножали на 1?
Какое число получилось в результате?
Сделайте вывод.
(Если единицу умножить на число, то получится, то же самое число.)
Давайте зафиксируем вывод математической записью.
а * 1 = а
А теперь обратите внимание на эти выражения.
Имеют ли смысл выражения 2 * 1, 4 * 1, 5 * 1?
( Нет, не может быть в сумме одно слагаемое.)
Чем эти выражения отличаются от предыдущих? (Поменяли местами множители.)
Чему должны быть равны эти выражения, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения?
Чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, будем считать, что
* 1 = 2 т. к. 1 * 2 = 2
4 * 1 = 4 т. к. 1 * 4 = 4
Какое число умножали? ( 2 , 4, 5 )
На какое число умножали? (на 1 .)
Сколько получили в результате? (2,4.5.)
Сделайте вывод.
(Если число умножить на единицу, то получим то же самое число.)
На языке математики это звучит так: а * 1 = а
Совпадает ли наш вывод с тем, что получился на числовом луче?
( Да. 5 * 1 = 5 , 5 * 0 = 0)
-Давайте объединим эти два равенства и переведём с математического языка на русский.
* а = а * 1 = а
(Если умножить число на единицу или единицу на число, то получится то же самое число.)
При умножении на единицу, у меня возник образ единицы в виде зеркала, которое отображает множитель. Давайте проверим это. Я буду единицей, первым множителем, а кто-нибудь из вас вторым множителем. Что увидели в зеркале? Теперь поменяемся местами, что отображается в зеркале? Сделайте вывод.
VI. Физминутка.
А теперь давайте, исследуем случай умножения с 0.
Решение примеров с комментированием.
0 * 3 = 6 * 0=
* 4 = 0 * 7
Сделайте вывод.
(Если умножить ноль на любое число, то в результате получится 0.)
На языке математики это значит 0 * а = 0
Давайте поменяем множители местами
= 6 * =
0 = 7 * 0 =
Имеют ли смысл эти выражения?
Какое значение следует придать им, чтоб не нарушать переместительное свойство умножения?
Сделайте вывод.
(Если число умножить на ноль, то получится ноль.)
Давайте вернёмся к нашей закономерности на луче и будем считать, что выражение
5 * 1 = 5- означает, что 5 единиц отложили 1 раз на луче, а выражение 5 * 0 = 0- означает , что 5 единиц отложили 0 раз.
Пофантазировав, можно представить себе 0 в виде страшного зверя, который съедает любой множитель.
Решение примеров №4 , стр 78.
Самостоятельная работа.
23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =
1 * 89 = 156 * 0 = * 12 =
Игра « Придумай пример».
Составьте свои примеры на умножение с 0 и 1 .
ряд — умножение с 0.
ряд — умножение с 1.
Ряд – результат называет.
Задачи на повторение.
Сегодня мы приглашены в гости, а к кому узнаете, расшифровав запись.
(18 + 2) — 8 = (42 + 9) + 8 =
48 + 26 — 26 = 14 — (4 + 3) =
15 + 23 — 15 = 9 + (6+1) =
59 | 12 | 23 | 12 | 7 | 48 | |
Ф | О | Р | Т | Р | А | Н |
Профессор Фортран — знаток компьютеров. Но дело в том, что потерялся его адрес. Кот Икс, лучший ученик профессора, пишет программы для песика Тяпы, а Тяпа выполняет их.
Тяпа получил задание отдать письмо другу Икса, который живёт в доме Фортрана. Думаю, если мы выполним эту же программу вместе с Тяпой, то попадём в дом профессора.
Задание №11, стр. 80.
Профессор приготовил для вас задание: Узнать площадь и периметр его дома прямоугольной формы, длина дома — 7м, а ширина — 4м.
Думаю, мы порадовали профессора своими знаниями, он ждёт следующей встречи на уроках информатики.
Какое открытие для себя сделали на уроке?
Является ли наше открытие важным? Почему?
Что самое главное надо запомнить?
Выполните задание на стр. 79, №5 , №10.