Конспект урока на тему «БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ»

Веселовский филиал

МБОУ Большекуликовской

средней общеобразовательной школы Моршаснкого района Тамбовской области








БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ

(урок мужества)











Провела: учитель русского языка и литературы

Гаврикова Ольга Николаевна












Цели урока:

1) Воспитание в обучающихся чувства гордости за историческое прошлое своего народа, чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

2) Привитие чувства патриотизма к родной стране, краю, селу.


Оборудование: магнитофон, кассета с записями песни А. Розенбаума, караоке песен «Журавли», «Облака».

Ход мероприятия

Учитель.

Сегодня мы собрались с вами на урок мужества под названием «Бесценные документы эпохи». Давайте поздороваемся гостями, присутствующими на нашем уроке.

Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?..»

Учитель.

Песня, прозвучавшая сейчас, о борьбе с беспамятством, ибо по меткому вы­ражению: «Бессмертны павшие за свой народ, Народ, забывший их, умрет!»

Забывать нельзя, забывать — значит предавать, предавать тех, кто в далеких сороковых, погибая, думал о нас, бу­дущих поколениях.

Наш великий поэт-соотечественник А. С. Пушкин говорил, что «уважение к памяти предков определяет духовное развитие чело­вечества».

Какие мы сейчас? Какие будем в будущем? Немаловажное зна­чение имеет то, как мы умеем помнить и ценить свое прошлое. С каждым днем все больше и больше редеют ряды ветеранов Вели­кой Отечественной войны — живых свидетелей страшной войны. Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести дальше их правду, их боль, их память. Как нести и что нести? Об этом наш разговор.


Слово предоставляется ветерану педагогического труда, бывшему руководителю школьного музея Боевой Славы, учителю русского языка и литературы Зебревой Марии Павловне.

(Выступление Зебревой М. П. )


Учащийся.

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за родину встают.

Они средь нас по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что павшие молчат.



Учащийся.

Но сегодня мы постараемся услышать их голоса, их думы, которые всё идут к нам через десятилетия. Эти голоса — это обращение к нам во фронтовых письмах, бесценных докумен­тах эпохи.


Учитель.

Начать наш разговор мне бы хотелось отрывком из статьи корреспондента «Комсомольской правды» Людмилы Овчин­никовой: «Я знаю такую в жизни историю: пожилая женщина, перед смертью прикованная к постели, держала возле себя единственное свое богатство — узелок с письмами сына, погибшего на фронте. Ко­гда глаза ее уже перестали видеть, она просила об одном — перечитывать ей эти письма — и со слезами поправляла, если кто-то оши­бался, читая расплывшиеся строки. Она знала их наизусть».

Свежие документы:  Контрольная по истории России для 7 класса


Стихотворение А. Харламова «Письмо» читается по ролям.

Учащаяся.

Листок из ученической тетрадки,

Где различимые уже едва,


Учащийся.

«Я сын твой…», «Здравствуй, мама..!»

«Все в порядке…»


Учащаяся.

Простые и обычные слова.

Написанные в грозном сорок третьем

В сырых окопах, на передовой,

Они живут во мне сейчас заветом

Его высокой славы боевой.

Они во мне и крепость, и основа

Священного презрения к врагу. …

Читаю, перечитываю снова:


Учащийся.

А умереть я просто не могу.

Я жить останусь в этой страшной схватке,

Пусть надо мной и прорастет трава…


Учащаяся.

С листка из ученической тетрадки

В бессмертие шагнувшие слова.



Учащийся.

Письма с фронта! Их писали на прикладах автома­тов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть по­следней. И потому торопился сказать самое важное. Никто из них не ду­мал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей, а по­следующие поколения будут брать их в руки с тем же благоговени­ем, как сегодня берестяные грамоты.


Учащийся.

В этих письмах не только картины боев, окопного быта, госпитальных коек. Фронтовые треугольники читать надо так, как читали их родные во время войны. Понимать то, что сказа­но само собой между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется че­ловеческая душа — ее волнения, страхи, верность, мужество. Чита­ешь эти письма и думаешь об одном — сколько же война порушила прекрасных человеческих жизней.


Учитель.

Но фронтовые треугольники — это в основном до­стояние семейных архивов, да к тому же очень немногих. А мы с вами сможем познакомиться с письмами наших солдат-односельчан Великой Оте­чественной войны в нашем школьном музее. Они размещены в нашем музее на отдельном стенде.


Слово предоставляется руководителю школьного музея Новиковой Нине Васильевне.

(Выступление Новиковой Н. В.)

Учащаяся.

Знали люди, что война — это пропасть, гибель… Но матери, же­ны, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма.

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре в 7 классе «Степень с натуральным показателем и её свойства»

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

М. Исаковский


Учащийся

А письма все идут с войны

Тревожной почтой полевою.

Сквозь дни метелей и весны

К нам обращаются герои.


Звучит песня «Журавли».


Учащийся.

Письма павших на полях сражений в Великой Отечественной войне.



Добрый день, родные!

Разрешите передать вам свой офицерский привет. Я вам передавал письмо с Васей Лопуховым, но Вася выбыл из отделения 27 февраля 1943 года и погиб храбро в боях за освобождение Родины.



Боевой привет с фронта!

Здравствуй, тётя Маруся!

Письмо пишет Лизнев Илья Васильевич. Тётя Маруся, я хочу сообщить вам известие о вашем сыне Илюше, что он погиб в боях с немецкими оккупантами за свободу нашей Родины. Виделся с человеком, которого хорошо знаю, и поэтому пишу точно. До этого мы с ним жили хорошо, как брат с братом, поэтому мне его очень жалко и я долго о нём тужил.


Из письма Шишкина И. К. матери.


Мама, я вам хочу сообщить о том, что сегодня, т. е. 8 июля 1944 года, выезжаю на фронт добивать немецкого зверя.


Письмо Шишкиной Екатерине Ивановне.

От товарищей вашего сына. Передаём вам, как родной матери, что ваш сын погиб в жестоких боях за Родину в Польше. Схоронили мы вашего сына. Ваш сын попал под миномётный огонь , и мина ударила в пяти метрах от него.


Учащийся.

На знаменитом Солдатском поле под Волгоградом рядом с бронзовой фигуркой дочери установлен памятник в виде гранитного треугольника, в этом письме гвардии майор Дмитрий Александрович Петраков обращается к ней, к своей дочурке, к своей Миле.


18 сентября 1942 г.

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гим­настерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты посту­пают с людьми оккупированных населенных пунктов, где они всех убивают и топчут всех… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Раннесредневековые государства (6-9вв.)" 7 класс

Звучит стихотворение Геннадия Петрова «…До сих пор на местах боев находят солдатские письма». (Из газеты «Сталинградская правда».)


Учащиеся.

Из тех,

Пожарами объятых,

Из роковых

Сороковых,

Для нас, живых,

Воспоминаньем,

Приходят письма неживых.

Они нам пишут, неживые,

Они жалеть их не велят,

Про то, что раны ножевые

И пулевые

Не болят;

Что мчатся, всех врагов сметая.

Они на танковой броне…

И знаем мы: их ложь святая

Святее правды о войне.

Они нам пишут, чтоб крепились,

Когда мороз январский лют,

Чтоб продержались, перебились,

Что скоро к нам они придут.

Летят к нам светлые их души,

И мы внимаем их речам.

Лишь матерей порою душат

Глухие слезы по ночам.

Идут к нам выцветшие строки

Тех почт безвестных полевых,

Из них, немыслимо далеких,

Из близких тех, сороковых.

А годы — кони скаковые —

Все дальше мчат нас от войны.

Все пишут нам сороковые,

И мы ответить им должны.



Учащийся.

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?


Минута молчания.


Звучит песня «Облака».


Учитель.

На этом наш урок мужества, урок памяти закончен. Спасибо всем его участникам.




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: