Активизация личностно-смысловой деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Активизация познавательной деятельности в процессе обучения биологии.


Нина Николаевна Мельникова

МКОУ «Чернышковская СОШ №2», р.п.Чернышковский Чернышковского района Волгоградской области, Россия, gamletar@yandex.ru


«Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира» .

В.А.Сухомлинский


Свою методическую тему сочетаю с различными методиками и технологиями обучения и воспитания в тесном взаимодействии, добиваясь позитивных результатов.

Я умею организовывать с учащимися учебно-творческие интегрированные задания по биологии и химии, по литературе и биологии, истории и биологии. Например, при изучении темы «Железы внутренней секреции» показана взаимосвязь биологии и химии, доказательство того, что организм- сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах. На уроке «Строение и функции зрительного анализатора» показана взаимосвязь физики и биологии.

В 5-7 классах я применяю игровые технологии. В ходе игры у школьников активизируется внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, игра «Третий лишний». На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явления природы, сгруппированные по определенному признаку, но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Примеры:

Трутовик, дрожжи, шампиньон /дрожжи – однокл., трутовик и шамп. Многокл./

Дрофа, стрепет, сипуха /сипуха-сова, а остал. Дрофы/

Игра «Подсказка».

Эта игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая. Например, тема «Пауки»..:

Подсказка №1: живут они повсюду.

Подсказка №2: укусы большинства ядовиты для насекомых, но некоторые опасны и для человека.

Подсказка №3:на брюшке есть несколько мелких бугорков-железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.

Подсказка №4:используются эти нити для ловли и добычи, расселения.

Подсказка №5:имеют 8 ног и 8 простых глаз.

Подсказка №6:многие плетут паутину.

Я владею ТРИЗ на уроках биологии, прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и факультета пед.образования МГУ им. М.В.Ломоносова.

ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и извлечь решение из подсознания.

Прием «Обрати вред в пользу», например,

В настоящее время резко уменьшилось число промышленных предприятий. Это плохо.А хорошо, что экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

На обобщающих уроках использую задачи на смекалку:

Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги?

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Путешествие на планету ЭНТОМОС"

Может ли страус назвать себя птицей?

Например, творческие задачи:

1.задачи на сравнение и сопоставление выводов: сравните строение, функции и образ жизни рыб и земноводных.

2.Задачи на выявление приспособлений: какие приспособления имеются у животных( например у пресмыкающихся).

3. Математические задачи, связанные с биологией, например:

Сложив все значения У, ты узнаешь имя самой крупной лягушки в мире:

Ух5=200 750- У=380 84: У =28 У + 153 =400

Варианты ответов: 600 – квакша ; 711 – чесночница; 660 – голиаф. И т. д.


Я владею методом проблемного изучения, например, в начале урока ставится проблемный вопрос: Почему в хвойных лесах легко дышится? / тема: голосеменные/

Потом в течение урока отвечают дети на поставленный вопрос./в составе воздуха в хвойных лесах обнаруживается большое количество различных терпеноидов /камфен, и др./ которые участвуют в процессе окисления /летом/ и приводит к повышенному содержанию в воздухе озона./

С интересом учащиеся любят находить в рассказах о природе спрятанные названия насекомых, рыб, растений, например,


10 П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Е Й К Л А С С А Н А С Е К О М Ы Е
С П Р Я Т А Н Ы В С Л Е Д У Ю Щ Е М Р А С С К А З И К Е

« Летом мы жили у дяди Мити на Днестре. Коза у него была, куры. Мы ловили рыбу. Нам уха даже надоела: что достается легко, сами знаем, мало ценится. И все мы упрямо скитались по берегу с удочками. Иногда брали у дяди Мити мотоцикл. О путешествии дальнем мы не помышляли, но окрестности все объездили . А вообще хозяйство Митяево было небольшое: изба, бочка с бензином, несколько грядок и две яблони. Дядя Митя играл на гитаре, пел с азартом, но очень плохо. Что ж, у каждого свои недостатки. Его любимой была песенка про веселый ветер. Митя запомнил ее из старого кинофильма. Бывало, чтобы не слушать его концерт, мы гитару прятали. Он ее долго искал: « Где гитара? Канитель какая!» Допек он нас своей гитарой!

« А не перебраться ли нам в шалаш?» — мелькнуло однажды у меня в голове. Перебрались, но дядя Митя нашел нас и там».

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Политические репрессии и депортация народов" 11 класс



Есть задания, которые развивают эрудицию у учащихся, например,

1.Великий русский ученый М.В.Ломоносов утверждал, что « умеренное потребление пищи – мать здоровья» Верно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

2.Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделие» Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.

3.Говорят, что если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Учащиеся любят для уроков делать кроссворды по разным темам.

Использую лабиринты по различным темам: «Моховидные», «Грибы», «Бактерии», «Водоросли» и т. д.

Творческие способности определяются уровнем развития теоретического мышления и фактологические знания на уроках должны быть средством для анализа, оценки преобразований теоретической информации. Например,

1. Почему у растений не 2 ткани, а больше?

2. Почему ткани растений расположены в определенном порядке?



Развитие теоретического мышления предполагает, что ученик обучается логическому мышлению по двум основным направлениям: от фактов к теории и от теории к фактам.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.







Литература:

1. Калюжный К.В. Справочник по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2.Панина Т.С., Вавилова Л.Н.. Современные способы активизации обучения. М., издательство «Академия» 2006.










































МКОУ «Чернышковская СОШ №2»








Активизация познавательной деятельности в процессе обучения биологии.







Мельникова Нина Николаевна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории















Р.п.Чернышковский

Волгоградской области

2014 год

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: