Муниципальное образовательное учреждение
Брейтовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании МО Утверждаю:
Учителей __________________ Директор школы: Воронова М.В.
Протокол №____ от_____2012г. Приказ №1 от 1.09.2012г.
Руководитель МО______________
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
4 класс VIII вида
Учителя: Руптановой М.Б.
Брейтово, 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке и пению для 4 класса составлена в соответствии с авторской программой «Музыка и пение» И.В. Евтушенко. Данная программа разработана на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, опубликованных под редакцией Воронковой В.В. («Примерные рабочие программы по общеобразовательным предметам базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Издательство: Ярославль, 2008 г.)
Учебным планом школы на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. По программе 1 час в неделю, 34 часа в год
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формированная художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности умственно отсталого ребенка.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Наряду с осознаваемым процессом в ходе музыкального воспитания имеет место возникновение бессознательной психической реакции.
Цели музыкального воспитания:
Развитие в детях понимания и ощущения того, что музыка не просто развлечение, а важная часть жизни, жизни в целом и жизни отдельного человека.
Овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся
1) Образовательные:
формирование знаний о музыке, изучая произведения различный жанров, используя понятие 3-х основных сфер музыки («Три кита» — песня, танец, марш);
формирование музыкально-эстетического словаря.
Коррекционные:
— коррекция отклонений в интеллектуальном развитии;
— исправление, сглаживание недостатков психического развития ребенка;
— коррекция нарушения звуко-произносительной речи;
— коррекция мелкой моторики посредством игры на музыкальных инструментах.
Развивающие:
— активация творческих способностей;
— развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, эмоциональной отзывчивости, музыкально-исполнительских навыков.
Представления о музыке.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их змоционально-образном строе.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров — оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, В.А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.
При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:
— личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;
— формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм; приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;
— самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения;
— поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;
— освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;
— индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;
— индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;
— участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев, выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке).
Представление о музыкальной жизни страны:
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Методические рекомендации по реализации рабочей программы
Данная программа разработана на основе программы «Музыка и пение» из сборника «Программы начальных классов коррекционного образовательного учреждения» под ред. В.В. Воронковой.
Кроме того, в программу внесены некоторые дополнения по основным формам, особенностям обучения и по особенностям музыкального воспитания детей.
Программа предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями. У детей развивается эмоциональная сфера, они ежедневно приобретают собственный опыт нравственных переживаний. Отношения с детьми строятся на основе ориентации педагога на собственном опыте ребенка, создании у него интереса к образовательному процессу, праве выбора творческой деятельности, обеспечении успешности. Это достигается за счет более тщательного подбора репертуара, а также в результате подачи исполнительского музыкально материала прошлых лет в обновленном виде, приближенном к современности (т.е. аранжированному по-другому).
На первый план ставится создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития природных возможностей ребенка в общении, в познании, в любви и доброте. В этой атмосфере развивается уверенность в своих силах и способностях, удовлетворяется потребность в самореализации.
В технологии обучения используются педагогические методы, такие как: экспериментирование, проживание ребенком полученных знаний в творческой практической деятельности.
Сюда также можно отнести методы музыкальной игры, метод управляемого воображения, метод метаперспективы (размышление о самом себе), метод «забегания вперед и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы)», метод создания композиций в форме диалога, музыкальных ансамблей, метод художественного контекста (выход за пределы музыки).
Кроме того, на уроках используются следующие коррекционные методы (общепедагогические музыкальные): метод сравнения, наглядный метод (картинки, игрушки, видео-фильмы), словесный («погружение» в жизнь композитора).
Так как вокалотерапия является одним из ведущих методов в коррекционной работе с детьми, в программе делается особый упор на пение. На выбор музыкального материала для пения оказывает влияние степень подготовленности учащихся каждого класса. Поэтому репертуар нужно периодически корректировать, с учетом того что дети часто легче усваивают, вроде бы, кажется, трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью. Кроме вокалотерапии, необходимо применять и другие коррекционные методы, такие как:
— релаксация (снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности);
— проекция (выход бессознательного, отражение внутреннего Я);
— сквигл (музыка сквигл) – импровизационный рисунок под музыку;
— тонирование (воспроизведение голосом);
— психогимнастика;
— телесно-ориентированные методики (игра «дирижер» «танец шарфа»).
Привлечение ритмики в процессе музыкального восприятия помогает школьнику научиться художественно оформлять собственные движения.
Реализация программы осуществляется не только на уроках музыки, но и на дополнительных индивидуальных занятиях, на музыкальных праздниках, развлечениях, конкурсах («музыкальный ринг», «музыкальный театр»)
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса:
В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
— слова и мелодию Гимна России;
— выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
— смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
— названия изученных жанров и форм музыки;
— образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды) а также других народов;
— названия изученных произведений и их авторов;
— наиболее популярные музыкальные инструменты России и других стран;
уметь:
— узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов;
— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
— определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
— передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
— исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
— исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
— исполнение знакомых песен;
— участие в коллективном пении;
— музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
— передача музыкальных впечатлений пластическими изобразительными средствами и др.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса.
Учащиеся должны знать:
-современные детские песни для самостоятельного исполнения;
-значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо)
-народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
-особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
-особенности музыкального языка современной детской песни, её идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
— петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
-ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
-исполнять хорошо выученные песни без сопровождения самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы
Тематическое планирование уроков музыки и пения в 4 классе 8 вида (34 ч)
Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | |
1 | «Музыка моего народа»
a) народная +композиторская музыка | 2 | 1. П. И. Чайковский «Русская плясовая» 2. В. Гроховский «русский вальс» из сюиты «Танцы народов РСФСР» 3. «Гимн России» («бой кремлевских курантов»)
Песни: 1. «Собирайся народ в хоровод» (русская народная песня) 2. «Осень золотистая» (муз. Кюи, сл. Плещеева) 3. «Трудимся с охотой» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ермолаева) 4. «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. А. Пришельца) |
б) жанры народной музыки | 2 | ||
в) русская народная песня и частушка
| 2 | ||
г) «Оркестр народных инструментов России | 1 |
| |
2 | Сказочный сюжеты в музыке | 2 | 1. Э. Григ «В Пещере Горного Короля» – Шествие Гномов 2. П.И. Чайковский «Баба Яга» 3. Г.Свиридов «Колдун»
Песни: 1. Е. Крылатов, С. Яковлева «Колыбельная медведицы» 2. Н. Михайлов, Соловьева «Зима» 3. «Снежный человек» (муз. Моисеева, сл. Степанова)
Музыкальная сказка «Путешествие в страну Мульти-Пульти» |
3 | «Музыка моего народа». В гостях у Деда Мороза – персонажа славянского фольклора | 2 | |
4 | «Слушаем музыкальную сказку» | 2 | |
5 | «Картины родной природы» (творчество Э. Грига) | 2 | 1. Э. Григ. «Утро» 2. С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка». 3. Чайковский «Зимнее утро», «Праздничные пасхальные звоны»
Песни: 1. «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина) 2. «Солнечная капель» (муз. С. Соснина, сл. Л. Вахрушевой) 3. «Не плачь девчонка» (муз. Шаинского, сл. Б. Харитонова) |
6 | «Симфонический оркестр». Прокофьев, Чайковский | 2 | |
7 | Музыка моего народа. Музыка Русской православной церкви | 2 | |
8 | Музыка моего народа. Масленица | 1 | |
9 | «Композитор-исполнитель-слушатель» | 2 | 1. Моцарт «Симфония №40» 2. П.И. Чайковский «Романс» 3. С.Прокофьев «Дождь и радуга» 4. Гершвин «Острый ритм», «Колыбельная Клары» 5. Глинка «марш Черномора»
Песни: 1. «Мир похож на цветной луч» (муз. Шаинского, сл. Пляцковского) 2. «Песни о волшебниках» (муз. Гладкова, сл. Луговой) 3. «Родная песенка» (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского) |
10 | «Мир композитора» | 2 | |
11 | «Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ». Острый ритм джаза | 2 | |
12 | Обобщение изученного за год | 2 |
Поурочное планирование уроков музыки и пения в 4 классе 8 вида
Дата | Тема урока | Содержание уроков | Словарь | |||
Слушание музыки | Пение | Игра на музыкальных инструментах |
| |||
1. | 6.09 | Музыка моего народа. Народная и композиторская музыка. | 1. П.И.Чайковский «Русская плясовая». 2. Гимн России 3. Бой кремлевский курантов. 4. «Широка страна моя родная», муз. И.Дунаевского. Музыка о Родине. | 1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям; «Горошина» – по гамме. 2. «Осень золотистая» (муз. Кюи, сл. Плещеева) – прослушивание в исп.педагога, беседа о содержании и характере. Разучивание. 3. Р.н.п. «Во поле береза стояла», «Калинка» в исполнении педагога. Подпевание детьми. 4. «Трудимся с охотой» (муз. Е. Тиличеевой, сл.Ермолаева). Разучивание мелодии и слов 1 куплета. | Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песен «Во поле береза стояла», «Калинка». | Веселая, задорная, плясовая. Серьезная, торжественная, величественная. |
2. | 13.09 | Музыка моего народа. Народная и композиторская музыка. | 1. В.Гроховский «Русский вальс» из сюиты «Танцы народов РСФСР». 2. Гимн России. 3. «Широка страна моя родная», муз. И.Дунаевского. Народная и композиторская музыка выражает настроение человека, его мысли.
| 1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям; «Горошина» – по гамме. 2. «Осень золотистая» – отработка артикуляции и закрепление четкого произношения текста, чистота интонирования. 3. «Трудимся с охотой» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета. Отработка правильного ритмического рисунка. 4. Р.н.п. «Собирайся, народ в хоровод» – в исполнении педагога. | Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песни «Собирайся, народ в хоровод». | Веселая, задорная, плясовая. Серьезная, торжественная, величественная. |
3. | 20.09 | Жанры русской народной музыки. Песни, песни-хороводы. Плясовые песни. Частушки. | Р.н.п. «Эй, ухнем» – аудиозапись. Использование репродукции картины «Бурлаки на Волге». Р.н.п. (плясовая) «Пойду ль я, выйду ль я».
| 1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям; «Горошина» – по гамме. 2. «Собирайся, народ в хоровод» – работа над чистотой интонирования и правильным распределением дыхания при исполнении напевной песни. 3. «Осень золотистая» – работа над напевностью, артикуляцией. 4. «Трудимся с охотой» – работа над округлым звучанием в верхнем регистре и мягким звучанием в нижнем регистре. | Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песни «Собирайся, народ в хоровод». | Распевная, медленная, протяжная. |
4. | 27.09 | Жанры русской народной музыки. Песни, песни-хороводы. Плясовые песни. Частушки. | «Вниз по матушке, по Волге». «Солдатушки, браво, ребятушки» – (песня-марш). «Чему учат в школе» (муз.В.Шаинского, сл.А.Пришельца) – прослушивание в исполнении детского хора. | 1. Распевки «Ми-ма-мо» и «Ри-ха-хо» по трезвучиям. 2. «Трудимся с охотой» – выразительность исполнения, ритмичность. 3. «Осень золотистая» – работа над мягкостью концов фраз. 4. «Собирайся, народ в хоровод» – пение по подгруппам. | Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами: металлофон, треугольник. | Браво. |
5. | 4.10 | Жанр песни – частушка. | Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка», Р.н.п. «Светит месяц». | 1. Песня-физкультминутка «Танцуй, сидя» – разучивание. Распевка «Дудочка». 2. «Воронежские частушки» – разучивание мелодии. 3. «Собирайся, народ в хоровод» – инд.опрос. 4. «Чему учат в школе» (муз.В.Шаинского, сл.А.Пришельца) – разучивание 1 куплета. | Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен во время исполнения частушек. | Озорная, легкая, радостная. |
6. | 11.10 | Русская народная песня, частушка. | Р.н.п. «Ой, да ты , калинушка», «Ой, да ты, калинушка».
| 1. Песня-физкультминутка «Танцуй, сидя» – разучивание. Распевка «Дудочка». 2. «Воронежские частушки» – разучивание, показывая ладонью направление звука. 3. «Собирайся, народ в хоровод» – работа над выразительностью хорового исполнения. Пение а-капелла. 4. «Чему учат в школе» разучивание 2 куплета. Работа над чистотой интонирования, правильной артикуляцией. | Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, дудочка во время исполнения частушек. | Озорная, легкая, радостная. Нежная, лирическая. |
7. | 18.10 | Оркестр русских народных инструментов. | Просмотр на DVD и прослушивание профессионального оркестра русских народных инструментов. Использование плакатов с изображением русских народных и инструментов. | 1. Распевка «Дудочка». 2. Р.н.п.«Калинка» – разучивание припева. Запев исполняет педагог. 3. «Собирайся, народ в хоровод» – повторение. 4. «Чему учат в школе» – исполнение на оценку. | Создание детского ансамбля русских народных инструментов. Исполнение по ритмической партитуре. | Гусли, домбра, жалейка, мандолина. |
8. | 25.10 | Оркестр русских народных инструментов. | Р.н.п. «Светит месяц» – аудиозапись ансамбля р.н. инструментов. Использование плакатов с изображением русских народных и инструментов. | 1. Распевка «Дудочка». 2. Р.н.п.«Калинка» – исполнение солистами запева, припев исполняют дети. 3. «Собирайся, народ в хоровод» – пение с инсценировкой. | Музыкальные импровизации с инсценировкой на тему «Детский оркестр русских народных инструментов» | Гусли, домбра, жалейка, мандолина |
9. | 8.11 | Обобщающий урок по теме «Жанры русской народной музыки» | Музыкальная викторина «Узнай инструмент» (на материале аудиозаписей звучания отдельных р.н. инструментов). | 1. Распевка «Дудочка», песня-физкультминутка «Танцуй, сидя». 2. «Трудимся с охотой» – пение с инсценировкой. 3. «Собирайся, народ в хоровод» – пение с инсценировкой. 4. «Осень золотистая» – пение с движениями. | Музыкальные импровизации с инсценировкой на тему «Детский оркестр русских народных инструментов» | Гусли, домбра, жалейка, мандолина |
10. | 15.11 | Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке. | Э.Григ «В пещере горного короля». | 1. Распевка-чистоговорка «Снеговик»; «Ми-ма-мо»; «Ри-хо-ха». 2. «Зима» (муз. Михайлов, сл.Соловьева) — беседа о содержании и характере песни, исполнение песни педагогом. 3. «Колыбельная медведицы» (муз.Е.Крылатов, сл. Яковлева) – прослушивание аудиозаписи к мутфильму «Умка». Разучивание 1 куплета. | Работа с металлофонами – отстукивание сильной доли. | Загадочная, ритмичная, тревожная. |
11. | 22.11 | Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке. | Э.Григ «В пещере горного короля». П.И.Чайковский «Баба Яга» | 1. Распевка-чистоговорка «Снеговик»; «Ми-ма-мо»; «Ри-хо-ха». 2. «Зима» — разучивание мелодии, правильное произношение слов. 3. «Колыбельная медведицы» Разучивание мелодии на звук «ля» отдельно девочками и мальчиками. | Работа с металлофонами – отстукивание сильной доли. | Загадочная, таинственная, ритмичная, тревожная, свирепая, злобная. |
12. | 29.11 | Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке. | П.И. Чайковский «Баба Яга». Г.Свиридов «Колдун». | 1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси». 2. «Зима» — работа на чистотой интонирования, правильным распределением дыхания. 3. «Колыбельная медведицы» – разучивание 1 куплета. Работа над напевностью, мягкостью звучания. | Использование металлофонов и треугольников для проигрыша музыкального вступления к песне «Колыбельная медведицы». | Загадочная, таинственная, ритмичная, тревожная, свирепая, злобная. |
13. | 6.12 | Музыка моего народа. В гостях у Деда Мороза. | Н. Римский-Корсаков Фрагменты оперы «Снегурочка». Образ деда Мороза в музыкальном произведении классиков. | 1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси». 2. «Зима» — работа над чистотой интонирования, правильным распределением дыхания. 3. «Колыбельная медведицы» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета. Работа над чистотой интонирования, динамическими оттенками. | Использование металлофонов, треугольников и колокольчиков для проигрыша музыкального вступления к песне «Колыбельная медведицы». Музыкальная импровизация «В гостях у Деда Мороза». | Могучий. Богатырь, сковывающий воду «железными морозами», повелитель. |
14. | 13.12 | Слушаем музыкальную сказку « Путешествие в страну Мульти-Пульти». | 1 часть музыкальной сказки. Беседа о персонажах сказки с определением характера музыки. | 1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси». 2. «Зима» — работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками. 3. «Колыбельная медведицы» – пение по подгруппам. 4. «Снежный человек» (музыка Моисеева, слова Степанова). Разучивание мелодии. |
| Яростно, загадочно, сердечно. |
15. | 20.12 | Слушаем музыкальную сказку « Путешествие в страну Мульти-Пульти». | 2 часть музыкальной сказки. Беседа о персонажах сказки с определением характера музыки. | 1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси». 2. «Зима» — пение по подгруппам. 3. «Колыбельная медведицы» – сольное пение для выбора солистов на праздник. 4. «Снежный человек» Работа над чистотой интонирования, артикуляцией. | Использование колокольчиков, треугольников во время исполнения «Колыбельной медведицы». | Яростно, загадочно, сердечно. Забавно, лукаво, зловеще. |
16. | 27.12 | Слушаем музыкальную сказку « Путешествие в страну Мульти-Пульти». | Заключительная часть музыкальной сказки. Сопровождение пением фрагментов сказки (песня «О дружбе»). | 1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси». 2. «Зима» — пение на оценку. 3. «Колыбельная медведицы» – инсценировка: создание музыкальных образов песни. 4. «Снежный человек» Работа над выразительностью исполнения. | Использование колокольчиков, треугольников во время инсценирования песни «Колыбельная медведицы». | Уверенно, энергично, приветливо. |
17. | 17.01 | Картины родной природы. | Э.Григ «Утро». Погружение в музыку с закрытыми глазами, вслушиваясь в музыку. Создание рассказа на тему «Утро». | 1. Чистоговорка на звук «З» – «Коза». 2. «Пусть всегда будет солнце» (муз. А.Островского, сл.Л.Ошанина) – слушание в исп.детского хора под рук.В.Попова. Разучивание припева. 3. «Солнечная капель» (муз.С.Соснина, сл. Вахрушевой) – разучивание 1 куплета, разбор ритмического рисунка песни, характера музыки. | Использование деревянных палочек для выделения сильной доли в песне «Пусть всегда будет солнце». | Завороженная, задушевная.
|
18. | 24.01 | Картины родной природы. | Э.Григ «Утро». П.И.Чайковский «Зимнее утро». Использование иллюстраций с изображение зимней природы. | 1. Чистоговорка на звук «З» – «Коза». 2. «Пусть всегда будет солнце» – разучивание 1 куплета. 3. «Солнечная капель» – работа над интонацией, напевностью. | Использование деревянных палочек для выделения сильной доли в песне «Пусть всегда будет солнце». | Прозрачная, мелодичная. |
19. | 31.01 | Симфонический оркестр. Состав оркестра. Творчество С.Прокофьева, П.И.Чайковского. | С.Прокофьев «Фея весны». П.И.Чайковский «Зимнее утро». Показ плакатов с изображение инструментов симфонического оркестра. | 1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу». Распевка «Горощина» по гамме. 2. «Пусть всегда будет солнце» – разучивание 2 куплета, пение по подгруппам 1 куплета. 3. «Солнечная капель» – развивать умение петь дружно, слаженно, прислушиваясь друг к другу. 4. «Не плачь, девчонка» (муз. В. Шаинского, сл. Б.Харитонова) – прослушваиние аудиозаписи песни. Разбор содержание и характера песни. | Использование барабана во время слушания песни «Не плачь, девчонка». | Бравурный, восторженный. Бойко. |
20. | 7.02 | Симфонический оркестр. Творчество С.Прокофьева, П.И.Чайковского. | С.Прокофьев «Фея весны». П.И.Чайковский «Зимнее утро». Передача тишины в звуке. | 1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу». Распевка «Горощина» по гамме. 2. «Пусть всегда будет солнце» – пение каждого куплета в соответствии с разным характером текста. Работа над концом музыкальных фраз. 3. «Солнечная капель» – развивать умение петь дружно, слаженно, прислушиваясь друг к другу. 4. «Не плачь, девчонка» – разучивание 1 куплета. | Использование барабана для сопровождения вступления песни «Не плачь, девчонка». | Бравурный, восторженный. Бойко. |
21. | 14.02 | Музыка моего народа. Музыка русской православной церкви. | Праздничные пасхальные звоны. Бартнянский «Херувимские» песнопения. Беседа по теме. Передача возвышенного, радостного настроя. Описание словами собственных ощущений во время слушания. | 1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу». Распевка «Горощина» по гамме. 2. «Пусть всегда будет солнце» – выразительное исполнение всей песни. 3. «Солнечная капель» – правильное формирование гласных звуков. 4. «Не плачь, девчонка» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета: работа над чистотой интонирования, артикуляцией. | Использование треугольников во время вступления и проигрыша песни «Солнечная капель». | Миролюбивая, доброжелательная, сострадательная. Херувимы. |
22. | 21.02 | Музыка моего народа. Музыка русской православной церкви. | Праздничные пасхальные звоны. Бартнянский «Херувимские» песнопения. Сравнение по ритмическим рисункам различных колокольных звонов. Показ иллюстраций церковных колоколов. | 1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу». Распевка «Горощина» по гамме. 2. «Пусть всегда будет солнце» – сольное исполнение на оценку. 3. «Солнечная капель» – пение по подгруппам, передача ритмического рисунка аккомпанемента хлопками. 4. «Не плачь, девчонка» – работа над правильным распределением дыхания. | Передача ритмического рисунка аккомпанемента песни «Не плачь, девчонка» с помощью деревянных палочек. | Миролюбивая, доброжелательная, сострадательная. Херувимы |
23. | 28.02 | Музыка моего народа. Масленица. | Р.н.п. «Перед весной» Слушание аудиозаписи р.н. хора. Р.н.п. «А мы масленицу дожидаем». Беседа по содержанию характера музыки.
| 1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям. 2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – пение вместе с педагогом. 3. «Пусть всегда будет солнце» – пение с движениями. 4. Р.н.п. «Растворила я блины» – пение песни педагогом, при повторном исполнении – последние две строчки каждого куплета поют дети. | Использование трещоток и бубнов во время музыкального проигрыша песни «Как вставала я ранешенько». | Задорно, дожидаем. |
24. | 7.03 | Музыка моего народа. Масленица. | Р.н.п. «Перед весной» Слушание аудиозаписи р.н. хора. Р.н.п. «А мы масленицу дожидаем». Беседа по содержанию характера музыки. | 1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям. 2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – пение вместе с педагогом. 3. «Пусть всегда будет солнце» – сольное пение на оценку. 4. Р.н.п. «Растворила я блины» – разучивание трех куплетов: правильная передача ритмического рисунка, выразительность исполнения. | Использование трещоток и бубнов во время музыкального проигрыша песни «Как вставала я ранешенько». |
|
25. | 14.03 | Весенние игры. Хороводы. | И.Дунаевский «Скворцы прилетели». Народные плясовые наигрыши. Беседа по содержанию характера музыки. | 1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям. 2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – инсценирование песни. 3. Р.н.п. «Во поле береза стояла» – пение в хороводе. 4. Игра-хоровод «Заплетайся, плетень» – разучивание песни в хороводе. 5. Р.н.п. «Растворила я блины» – пение на оценку дуэтами. | Использование подгруппы детей в качестве шумового оркестра при исполнении хороводов. | Ликующе, задорно, жизнеутверждающе. |
26. | 21.03 | Весенние игры. Хороводы. | И.Дунаевский «Скворцы прилетели». Народные плясовые наигрыши. Беседа по содержанию характера музыки. | 1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям. 2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – исполнение песни в виде хоровода. 3. Р.н.п. «Во поле береза стояла» – пение в хороводе. 4. Игра-хоровод «Заплетайся, плетень» – исполнение песни в хороводе. | Использование подгруппы детей в качестве шумового оркестра при исполнении хоровода «Во поле береза стояла». | Ликующе, задорно, жизнеутверждающе |
27. | 4.04 | Композитор. Исполнитель. Слушатель. | В.А.Моцарт. Симфония № 40. Исполнение произведения в разных аранжировках.
| 1. Распевки «Петушок», «Веники». 2. «Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского) – прослушивание в исполнении детского хора. Разучивание припева. 3. «Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова, слова П.Синявского) – разучивание 1 куплета, запоминание мелодии. | Использование маракасов во время прослушивания симфонии №40 в исполнении кубинского оркестра. | Аранжировка. |
28. | 11.04 | Композитор. Исполнитель. Слушатель. | В.А.Моцарт. Симфония № 40. Исполнение произведения в разных аранжировках. | 1. Распевки «Петушок», «Веники». 2. «Мир похож на цветной луг». Разучивание 1 куплета, точное воспроизведение мелодии, правильная артикуляция. 3. «Родная песенка» – работа над чистотой интонирования 1 куплета. Учить правильно распределять дыхание во время пения. | Исполнение на профессиональных и самодельных маракасах ритмического аккомпанемента – импровизационное музицирование на тему симфонии №40 | Аранжировка. |
29. | 18.04 | Мир композитора. | П.И.Чайковский «Романс». С. Прокофьев «Дождь и радуга». Беседа о создании музыкальных произведений композиторами, погружение в музыку. | 1. Распевки «Петушок», «Жук». 2. «Мир похож на цветной луг». Разучивание 2 куплета, точное воспроизведение мелодии, правильная артикуляция. 3. «Родная песенка» – работа над чистотой интонирования 1 куплета. Разучивание 2 куплета. Учить правильно распределять дыхание во время пения. 4. «Песня о волшебниках» (муз. Г. Гладкова, сл. Луговой) – прослушивание, беседа о содержании и характере песни. | Использование металлофонов во время прослушивания произведения С. Прокофьева «Дождь и радуга».
| Мечтательно, сердечно, задушевно. Прозрачная, легкая, хрустальная. |
30. | 25.04 | Мир композитора. | П.И.Чайковский «Романс». С. Прокофьев «Дождь и радуга». Беседа о создании музыкальных произведений композиторами, погружение в музыку. | 1. Распевки «Петушок», «Жук». 2. «Мир похож на цветной луг». Работа над напевностью, мягкостью концов фраз. 3. «Родная песенка» – умение слышать друг друга во время исполнения песни. 4. «Песня о волшебниках» – разучивание 1 куплета, точное воспроизведение мелодии, четкое произнесение слов. | Использование металлофонов во время прослушивания произведения С. Прокофьева «Дождь и радуга». Использование палочек для передачи ритмического рисунка (на сильную долю) при исполнении песни «Мир похож на цветной луг». | Мечтательно, сердечно, задушевно. Прозрачная, легкая, хрустальная. |
31. | 2.05 | Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. | В.А.Моцарт. Симфония № 40. М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Д.Гершвин «Острый ритм». Беседа: музыка – это язык, на котором разговаривают люди разных национальностей. | 1. Распевки «Петушок», «Жук». 2. «Мир похож на цветной луг». Исполнение по подгруппам. 3. «Родная песенка» – индивидуальный опрос. 4. «Песня о волшебниках» – разучивание 2 куплета, учить ясно, четко произносить слова, пение 1 куплета. | Использование палочек для передачи ритмического рисунка (на сильную долю) при исполнении песни «Мир похож на цветной луг». Использование колокольчиков во время вступления и проигрыша «Песни о волшебниках». | Воинственный, высокомерный. Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы). |
32. | 16.05 | Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. | В.А.Моцарт. Симфония № 40. М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Д.Гершвин «Острый ритм». Анализ разного характера произведений (ритмический и мелодический). | 1. Распевки: на звук «ля» по гамме, «Дон-дон» – с разным ритмом. 2. «Мир похож на цветной луг» – работа над выразительностью, динамическими оттенками. 3. «Песня о волшебниках» – работа над чистотой интонирования, концами фраз. | Использование колокольчиков во время вступления и проигрыша «Песни о волшебниках». | Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы). |
33. | 23.05 | Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. | В.А.Моцарт. Симфония № 40. М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Д.Гершвин «Острый ритм». Анализ разного характера произведений (ритмический и мелодический). | 1. Распевки: на звук «ля» по гамме, «Дон-дон» – с разным ритмом. 2. «Мир похож на цветной луг» – сольное пение по желанию детей . 3. «Песня о волшебниках» – инсценированное пение. 4. «Родная песенка» – пение без сопровождения. | Музыкальная импровизация на тему «волшебников». | Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы). |
34. | 30.05 | Обобщающий урок по теме «Мир композитора». | В.А.Моцарт. Симфония № 40. М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Д.Гершвин «Острый ритм». Передача характера музыки через пластическое интонирование. | 1. Музыкальная викторина «Узнай песни по вступлению, проигрышу, аккомпанементу». 2. Песенный марафон (по изученным песням в учебном году). Выбор активного исполнителя – по оценке детьми. | Музыкальные импровизации на тему выученных песен по желанию детей. |
|
21