Разработка урока по литературе «Жанр и композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Ершалаимские главы романа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П. Левина












Конспект урока по литературе

для студентов II курса


«Жанр и композиция романа М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита».

Сочетание фантастики и реальности.

Ершалаимские главы романа»










подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Агеева Оксана Александровна








п. Металлплощадка

2015



Цель: определить жанровое и композиционное своеобразие романа; выявить многоплановость (троемирие), стержневую идею романа, проблематику романа воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Задачи:

1. Рассказать о истории создания романа, его значении и судьбе;

показать особенности жанра и композиции

2. Развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.

3. Воспитывать вдумчивого, серьезного читателя, воспитывать интерес и любовь к творчеству Булгакова и его роману» Мастер и Маргарита».



Метод: лекция с элементами беседы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа.

Наглядность: мм комплекс, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, портрет Булгакова, ватман, маркеры, раздаточный материал, иллюстрации к роману, доска, высказывания поэтов, учёных на доске, музыкальное сопровождение.


Межпредметные связи: история, русский язык, психология, культурология.

Термины: жанр, композиция, многоплановость романа, проблематика произведения.


Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово педагога, актуализация знаний обучающихся.


Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством М.А.Булгакова,  историей создания романа «Мастер и Маргарита». Прежде чем перейти к дальнейшему изучению этого произведения, нужно вспомнить историю создания этого уникального романа. Для этого я приготовила небольшие схемы, которые вам нужно «прочитать» (работа со схемами, которые вывешиваются на доске)


Предполагаемый ответ на вопросы:

Роман «Мастер и Маргарита» — главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В 40-е годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа в журнале «Москва» (№11 за 1966г. И №1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 80-е годы 20 го века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные привычные схемы.


Помимо этого для дальнейшей работы по роману нам необходимо, безусловно, знать содержание и героев романа. Проведём БЛИЦ — ОПРОС по содержанию романа и выясним, насколько хорошо мы познакомились с его героями.


(работа с презентацией: на экране чередуются изображения с героями романа, эпизоды романа; обучающиеся называют имена героев, значения эпизодов)


3. Сообщение цели и задач урока.


Записываем тему урока: Жанр и композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Ершалаимские главы романа.


И сегодня на уроке мы начнём разбираться в том, что же необычайного в романе «Мастер и Маргарита», так ошеломившем критиков и читателей прошлого века.

И начнём мы с жанра и композиции произведения. Сначала вспомним, что такое жанр литературного произведения.


Предполагаемый ответ на вопросы:


Литературный жанр характеризует группу литературных произведений, которых объединяет совокупность не только формальных признаков, но и содержательных свойств.


Роман – жанр литературных эпических произведений, вид повествовательной литературы имеющее максимально допустимый размер, внушительное содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей. В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, обычно используется большое количество героев, которые участвуют в событийном ряде произведения.



Что из себя представляет роман «Мастер и Маргарита» в жанровом отношении?


Предполагаемый ответ на вопросы:


Жанр – роман, но не простой, а многоплановый


— Бытовой (жизнь советских людей в 30-е годы, Москва)

— Фантастический (в романе масса фантастики)

— Философский (в романе отражены и раскрыты многие философские вопросы)

— Автобиографический ( образ главного героя Мастера отражает судьбу Булгакова)

— Любовно-лирический (любовная история Мастера и Маргариты)

— Сатирический (сатира на советское общество)


Таким образ роман «Мастер и Маргарита» — многоплановый, каких немного в русской литературе, такого количества планов нет ни в одном.


Теперь мы переходим к самой сложной части урока: композиции романа.

Вспомним, что такое литературного произведения?


Любое художественное целое — это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы" 9-11 класс


Композиция в литературе – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения.


Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования.


Итак, композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Композиция романа необычна и сложна. Литературоведы находят в романе 3 основных мира.


Вместе с устной работой с обучающимися на доске строится схема композиции романа: 3 мира романа, герои, действующие в этих мирах, проводятся параллели и связи миров. Результат работы: наглядная схема романа, которую обучающиеся фиксируют в тетрадях.


Первый мир – московский, с него начинается действие романа. Звучит негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и Маргарита».

(Оформляется 1-я часть схемы – Москва — работает ученик при помощи преподавателя у доски).

С чего начинается действие романа?

С кем из героев читатель знакомится прежде всех других?

Как можно расшифровать слово «МАССОЛИТ» ?

Сколько человек являются членами МАССОЛИТА?

Как называется здание, где находится эта организация? Чем занимаются её представители?

За что наказан Берлиоз?

Кто такой Иван Бездомный? Чем он отличается от остальных членов Массолита и чем похож на них? Что сделало его несколько похожим на других?

Что вы можете сказать о других жителях Москвы?

Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:

В этом странном мире процветают бездарности и приспособленцы. Представители Массолита и их дела — превращение литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов общества. Они формируют литературную атмосферу 30-х годов.



Звучит негромко композиция И.Николаева «Мастер и Маргарита».

Кто является истинными героями романа Булгакова?

Кто такой Мастер и почему он так себя называет?

Кто такая Маргарита?

Как описывает Булгаков вдруг вспыхнувшую любовь героев?

Как складывается судьба этих героев до появления в их жизни тёмных сил?

Почему Мастер теряет желание жить?


Звучит негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и Маргарита».


Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:


Но, к великому счастью, в этом же мире есть ещё Мастер и Маргарита. Они другие. В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительными, достойными персонажами. Мастер — историк по образованию, получив сто тысяч по облигации, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате. Мастером его назвала Маргарита, тем самым, возвысив его роман, его творчество.

В мире, где властвуют приспособленцы и бездарности, роман Мастера не нужен.

И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его судьба предопределена. Его лишили главного для художника – свободы творчества.

Потеряв свой роман и Маргариту, Мастер попадает в клинику Стравинского, он больше не хочет жить. Его лишили главного для художника – свободы творчества, главного для человека – любви. Потеряв Мастера, не хочет жить и Маргарита.




Второй мир – древний ершалаимский – роман Мастера о Понтии Пилате.


Звучит негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и Маргарита»: «И при луне ему покоя нет».

В начале романа Воланд спрашивает у Берлиоза: «Кто же управляет человеческой жизнью, если Бога нет»? Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

Именно в романе Мастера мы находим ответ на этот вопрос.

Эти вопросы ставит автор в Евангельских главах. Евангельские главы – это своеобразный идейный центр романа Булгакова.



Эти главы прерывают повествование романа 3 раза. В них повествуется о бродяге Иешуа Га-Ноцри, в образе которого сразу узнаётся Иисус Христос, и о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

Почему роман Мастера был не нужен московскому обществу?


«Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (А.Вознесенский)


Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. (Иешуа)


Трусость — крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. (В.Лакшин)


Совесть — внутренний компас человека, его моральный суд над собой. (В.Лакшин)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Оставаться человеком при любых обстоятельствах» (по рассказу Б.С.Житкова «Механик Салерно») 6 класс




Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (доклад обучающегося).


    Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы — парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.


1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.


Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.


Вопросы для анализа:

Как раскрывает характер Пилата его портрет?  

Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?

 Почему Пилат задает вопрос об истине?

Какую истину открывает Иешуа Пилату?

 Каково главное убеждение Иешуа?

 Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?  

Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?  

Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа?

 Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?



Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:


Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни — или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела — это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

   

Слово учителя (доклад обучающегося)


Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.

     У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.




Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?

 Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно?

 Как входит в повествование тема бессмертия?  

Что заставляет Пилата пойти против совести?  

Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?

Как воспринимает герой свое бессмертие?  


Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:



    Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по пытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы бор, заставляет отступить от открывшейся ему истины. Наказание Пилата — в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила, прежде всего, его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.





А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале.

Свежие документы:  Рабочая программа элективного курса "«Человечество и природа: экология современности»

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?


Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:



Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.



Как эта проблематика проецируется на главы о современности?  

Где происходит завязка темы Христа?

 На чем и почему настаивает Берлиоз?

 Как опровергает Воланд позицию Берлиоза?

В чем символический смысл гибели Берлиоза?

 Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» ?  

Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?



Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:


    Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.


Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?


    В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».


Давайте обратимся к высказываниям, представленным но доске. В чём их смысл?

(Оформляется 2-я часть схемы – роман Мастера — работает ученик при помощи преподавателя у доски).





Воланд: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».


Третий мир романа – потусторонний, фантастика в романе.



 Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду».

Давайте ещё раз вспомним Воланда и его свиту, а также происхождение этих героев романа (работа с презентацией, оформление третьей части схемы)



Почему Воланд был удивлён, что часть его работы на земле уже выполнена? О какой работе идёт речь?



Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:



Роль ВОЛАНДА — развратить человеческие души и забрать их с собой. Но первое уже сделали сами люди…(примеры). И ему остаётся лишь выполнить вторую часть своей работы. Что он и делает.



Итог урока, выводы.

Какие выводы можно сделать по итогам урока?(выводы обучающихся, которые они делают при помощи преподавателя)

Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” — двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

8. Выставление оценок.

Д/з: Письменно ответить на вопрос:

Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?























































Список использованной литературы

1. Леонова Г.Н., Страхова Л.Д. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96с.

2.Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову Кн. для учителя. – СПб.: 2000.-200с.

3. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: