Конспект урока на тему «Рабство в Древнем Риме»

  1. Что такое Пунические войны?

  2. Какого полководца пунов вы знаете, чем он знаменит?

  3. В чем заключалось основное отличие третьей Пунической войны от двух первых?

  4. Кто победил в Пунических войнах? Какие последствия?

  5. Что такое триумф?


Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».

1. Источники рабства. Войны за завоевание Италии, три Пунические войны, война с Македонским царством и завоевание Греции, война с Сирийским царством заканчивались ограблением этих стран и превращением их в провинции. Сенат назначал наместника для её управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Про одного знатного римлянина говорили: «бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной провинции». Что это значит?

Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе.

Кого будут использовать богатые римляне в своих хозяйствах для обработки земли, разведения скота, строительства? Кого мы называем рабами? Если рабов огромное количество, то цена их повышается или понижается? Какое отношение к рабам, если они так дешево стоят?

В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов.

2. Положение рабов. Дёшево обходилось содержание рабов: кормили их простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года – короткий плащ и деревянные сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадёжно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи. Принудить рабов к тяжёлому труду можно было лишь суровыми наказаниями.

3. Использование рабского труда. Рабы в Риме, как и в остальных странах древности, использовались на самых тяжелых и вредных работах. Новым в Риме было широкое использование труда рабов в сельском хозяйстве. С этим явлением мы встречаемся впервые. Вспомните, кто обрабатывал землю в Аттике? Кто в древнем Египте?

Богатые римляне владели одним, а порой и несколькими имениями в разных местах Италии. В каждом имении трудилось по 15-20 рабов. Землевладелец обычно жил в Риме, лишь изредка объезжая свои имения, чтобы проверить, как ведётся хозяйство, а заодно отдохнуть от городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, обтёсывали рукоятки для лопат и мотыг. «Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне.

Использовали рабов и для работы по дому. Одни с тряпками, губками и вениками в руках убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и укладывали прическу, третьи готовили пищу и подавали её к столу. Певицы и музыкантши услаждали за обедом слух хозяина дома. В свою очередь, хозяйка имела многочисленных рабынь-прислужниц.

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по национальности. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь.

Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Давайте почитаем об отношении к рабам (с. 240). По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что стоила она дешево.

4. Гладиаторы. В древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры — специальные сооружения для гладиаторских боев.

Сообщение ученика.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в I в. н. э. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представлений амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, знатные дамы, любившие не меньше мужчин кровавые развлечения. Сюда приводили подростков: считалось, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Верхние ряды заняты простыми гражданами, а еще выше расположена галерея, где зрители стоят, прижавшись друг к другу, боясь пропустить что-нибудь из происходящего на арене.

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. «Нападай и бейся насмерть!» — кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного. Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян.

Сравните любимые зрелища греков и римлян. Сделайте вывод об уровне развития культуры обоих народов в древности.

Д.з. § 49, р.т. № 63, 65.





Свежие документы:  План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Олимпийские игры в древности"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: