Урок ИЗО на тему «Живопись– искусство цвета. Фактура, текстура в живописи»

Урок ИЗО на тему

«Живопись– искусство цвета. Фактура, текстура в живописи»



Цель работы: изучить какова его природа цвета, что представляет собой окраска предметов. Раскрыть значение цвета в живописи.

Задачи:

— осветить историю зарождения цвета в живописи.

— определить природные свойства цвета.

— раскрыть профессиональные методы работы с цветом.



Теоретические сведения



Цветоведение — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Цвета разделяются на:

Холодные – это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого.

Теплые – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым.

Также все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.

Ахроматические — белый, черный, и все оттенки серого.

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image004.jpg

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image005.gif

Хроматические цвета — все спектральные и многие природные.

Полухроматические цвета — земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image007.gifhttps://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image008.gif

Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый) получаются путем смешивания основных.

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image009.jpg

Рисунок 4. Классификация цветов по принципу глобуса или шара.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет, но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка — белый цвет, нижняя — черный.

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image013.gifhttps://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image011.gif

https://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image015.gifhttps://ok-t.ru/studopediaru/baza2/3007679613555.files/image014.gif

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый. («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Для определения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это:

 Цветовой тон – качество цвета, когда этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами – это само название цвета.

 Светлота – (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.

 Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее.

 Насыщенность – (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Клетка – основа строения и роста живых организмов"

 Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.

Задание

  1. Изучить литературу и проанализировать теоретические аспекты.

  2. На бумаге формата А4 сделать ахроматический ряд тонов и цветовую растяжку от светлого к темному.

  3. Материалы, которые необходимы в работе оформить в виде таблицы:

Таблица 1 – Перечень материалов, используемых в работе

Материалы

Обоснование выбора

1



2





  1. Выделить важные этапы выполнения цветовой растяжки. Полученные сведения оформить в следующую таблицу:

Таблица 2 –Этапы выполнения цветовой растяжки от светлого к темному.

Название этапа

Описание

1

2

3

2








Контрольные вопросы

1 .Как возникает цвет?

2. На какие виды разделяются цвета?

3. Охарактеризуйте цветовой тон?

4. Как называется степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического



Литература



Дмитриев Н.А, «Изображение и слово» М:. Искусство, 1980. – 145с.

Иттен, И. Искусство цвета. Искусство формы / И. Иттен. Д. Аронов, 2011. – 90 с.

Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. – М.: Изобразительное искусство, 1981. — 216 с.

Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М., Знание, 1978. –245 с.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: