Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киргинская основная общеобразовательная школа»
Испарение и конденсация
Конспект урока по физике в 8 классе
Разработала учитель физики Гаптиева Галина Романовна
Кирга, 2013г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная:
формировать знания о явлениях испарения и конденсации;
исследовать зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств жидкости;
формировать понятие насыщенного и ненасыщенного пара.
Развивающая:
формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её экспериментально и делать вывод;
развивать умение работать в паре.
Воспитательная:
развивать коммуникативные умения работать в парах.
Оборудование для учителя:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Испарение и конденсация», сосуд с водой комнатной температуры, термометр.
Оборудование для учащихся: Сосуды со спиртом, сосуды с водой, сосуды с растительным маслом, стеклянные пластинки, пипетки, комочки ваты, бумажный веер, плитка электрическая с закрытой спиралью одна на весь класс на столе учителя, раздаточный материал.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | |
Мотивация | Добрый день. Я очень рада вас видеть на уроке. Думаю, что он покажется интересным для всех. Послушайте стихотворение: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе? Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен.
| Отвечают: Круговорот воды в природе. |
Целеполагание. Метод: побуждающий от проблемной ситуации диалог | Опыт: Подышите на предметное стекло и скажите, что вы здесь наблюдаете? Как называют происходящие явления? Какой будет тема урока?
Ребята, а вы наблюдали эти явления в природе, в быту? Где? Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает. Сейчас мы пока не можем объяснить факты, которые вы наблюдали в природе и быту, но в ходе урока постараемся это сделать. Так какова цель нашего урока?
| Стекло запотело. Теплый пар от дыхания конденсируется на зеркальце, оно запотевает. Отвечают: Испарение и конденсация Приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт Формулируют цель урока:
|
Актуализация опорных знаний. | Для достижения цели урока необходимо вспомнить ранее изученный материал.
| Работают по сигнальным карточкам, поочередно выдергивают их друг у друга и отвечают на вопросы: 1)Какую энергию называют внутренней? 2)В каких агрегатных состояниях может находится вещество? 3)Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4)Как зависит скорость движения молекул от температуры? 5)Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
|
Изучение нового материала Методы:
| На рисунке изображен сосуд, внутри него находится жидкость, с помощью стрелок изображены направления движения некоторых молекул.
Проанализируем процессы, происходящие на рисунке.
Рассмотрим внимательно сосуд №2, который закрыт пробкой.
Демонстрация опыта, цель которого пронаблюдать процесс конденсации. Объясните наблюдаемое явление. Приведите примеры конденсации, встречающиеся в природе и быту. Проделаем опыт. Смажьте руку спиртом. Что ощущаете? Почему? Демонстрация опыта, цель которого проверить предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Попробуйте объяснить наблюдаемое понижение температуры. Вспомните, какие молекулы покидают жидкость при испарении? Как изменяется кинетическая и потенциальная энергия оставшихся молекул в жидкости? Как изменяется внутренняя энергия жидкости? Проблемный вопрос.
Давайте проверим ваши предположения экспериментально. Работа в парах. Напоминаю правила техники безопасности при выполнении практических работ. Консультирую ребят. Сделаем вывод по результатам ваших исследований и запишем его в тетрадях.
Знакомлю учащихся с наступлением динамического равновесия между жидкостью и её паром по рис.18 в учебнике. Формулирую понятия насыщенного и ненасыщенного пара. |
так как одновременно с испарением происходит обратный процесс.
Горячий пар соприкасается с холодной поверхностью стекла и, охлаждаясь, превращается в капельки воды. Приводят примеры: выпадение росы, туман, дождь, запотевание очков. Ощущаем холод. Гипотеза: температура испаряющейся жидкости уменьшается. Из жидкости улетают быстрые молекулы, значит средняя кинетическая энергия оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся выполняют исследования самостоятельно, работая в парах. Они проверяют зависимость скорости испарения
По итогам работы один из учащихся делает вывод перед всем классом. Скорость испарения зависит (учащиеся записывают только подчёркнутые выражения)
Испарение и конденсация. Количество молекул, вылетевших из жидкости больше количества молекул, вернувшихся обратно в неё. Наверное да. |
Первичное понимание и закрепление знаний
| Решение качественных задач 1. Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит. 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях жирный суп или чай? Объясните почему. 3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись… Почему намеривались пить чай из блюдечек, а не из чашек? 4. Вы заметили, если в кувшине оставить воду в жаркий день, то к вечеру часть воды испарится и ее станет меньше. Как предохранить воду от испарения? Предложите свой способ. (Обсудите в парах). 5. Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тряпкой, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой? 6. Чай такой горячий! Как быстрее его остудить? | Решают качественные задачи/ |
Домашнее задание. | 1.Параграф 16 и 17. 2. Упражнение 9. 3.Доклад «Практическое использование процесса испарения в быту и технике» (по желанию). | Записывают домашнее задание. |
Оценивание. Рефлексия. | Подведем итоги нашей работы на уроке. Ответьте на вопросы: (слайд 21) 1.Какова была цель нашего урока? 2. Как вы считаете, достигли ли мы цели? 3. Как добились реализации цели? 4.Были ли затруднения? В чем? 5.Обращался ли за помощью? 6.Помогал ли другим? 7. Что нового приобрели на уроке? 8.Доволен ли своей работой на уроке? Сделайте итоговую самооценку работы на уроке Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий, и путь опыта — это путь самый горький». Не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо за работу на уроке. До свидания.
| Отвечают на вопросы. Делают итоговую сомооценку в виде отметки по пятибалльной шкале. |
Групповые экспериментальные задания по теме
«Причины изменения скорости испарения жидкости»
Экспериментальное задание №1
Капните на две стеклянные пластинки по капле спирта, поместите одну из них над включенной электроплиткой. Пронаблюдайте за их испарением. С какой пластинки быстрее испарилась капля спирта? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры и объясните его с помощью молекулярно – кинетической теории.
Экспериментальное задание №2
Капните на стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу как можно больше. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Какая из капель испарилась быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от размеров ее поверхности. Чем объясняется такая зависимость?
Экспериментальное задание №3
Возьмите стеклянную пластинку и капните на разные ее места по одной капле подсолнечного масла, воды и спирта. Проследите, какая из капель испарится первой, какая второй и какая останется на стекле довольно долго. Как можно объяснить результаты опыта на основе знаний о силах молекулярного взаимодействия?
Экспериментальное задание №4
На две стеклянные пластинки капните по капле спирта. Над одной из пластинок помашите листком бумаги так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и объясните его с точки зрения молекулярно-кинетической теории.