Конспект урока по окружающему миру 4 класс
УМК «Планета Знаний»
Тема: «Какие растения растут в лесу?»
Выполнила: учитель 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ № 27» г. Череповца Вологодской области
Цели: -уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленность их к совместной жизни.
Ход урока
Начнём с «Календарной минутки»
Сегодня …..
День недели……
Облачность…..
Вид облаков…
Осадки….
Ветер…
Сила ветра….
Температура воздуха….
Проверка дом. задания.
Какое природное сообщество мы изучали на прошлом уроке?
Ответьте на вопросы теста:
1)Выбери природные условия луга:
А)хорошо освещается солнцем, много света и тепла. Обдувают сильные ветра.
Б) Много тенистых мест, заболоченность местности.
2) Подчеркните животных луга:
Мышь перепел трясогузка волк
3) Подчеркните растения луга:
Тимофеевка лютик клён клевер
4)Какая окраска у божьей коровки:
Покровительственная
Предупреждающая
Подражающая
Отпугивающая.
5)Напиши как человек должен заботиться о луге:
А)
Б)
В)
Тесты проверю и отметки скажу позже.
Организационный момент, постановка темы и целей урока
Сегодня мы начинаем знакомится со следующим природным сообществом. Чтобы догадаться о чём пойдёт речь, я предлагаю вам разгадать синквейн:
__________
Зелёный, красивый.
Шумит, защищает, радует.
«Лёгкие нашей планеты»
Природа.
Это лес.
А что такое лес? ( СЛАЙД 2)
Природное сообщество, территория. Покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных. (СЛАЙД 3)
Сегодня мы с вами рассмотрим только первую составляющую леса – растения.
ТЕМА: КАКИЕ РАСТЕНИЯ РАСТУТ В ЛЕСУ?
ЦЕЛЬ: уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленность их к совместной жизни.
План урока:
1.Рассмотреть условия жизни в лесу (УЧЕБНИК, жизненный опыт)
2.Определить особенности растений леса (презентация, гербарий)
3.Как растения приспособлены к совместной жизни? (Презентация)
4.Выводы по уроку.
Вступительное слово учителя (краткая справка с опорой на карту Вологодской области). Вологодская область является частью нашей большой страны. Леса занимают более половины всей территории России. А наша область занимает одно из первых мест по площади, занимаемой лесами. Ребята составили «живую анкету» леса. Давайте их послушаем.
1 ученик. Лес – лёгкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
2 ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.
3 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км.
4 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33.000 гектара леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С. Погореловский)
—
— Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» —это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
— Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на
вопрос: Почему одни леса темные, а другие — светлые?
Это зависит от вида деревьев, которые растут в этом лесу.
(СЛАЙД 4)
Работа по учебнику.(СЛАЙД 5, 6) – хвойные
(СЛАЙД 7 ) – лиственные
(СЛАЙД 8) – смешанные
(слайд 9 – 14) разнообразие растений,
Работа с гербарием.
(СЛАЙД 15) -ярусы
Внимательно рассмотрите лес.
– С чем вы его можете сравнить?
(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.) –
Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) –
А какой это дом? (Большой, многоэтажный.) –
Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:
Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
— Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения: деревья, кустарники, травы.
— Расположите ярусы в данном порядке (деревья, кустарники, травы).
………
(СЛАЙД 16)
Выводы по уроку:
Отличаются ли условия жизни в лесу от условий жизни на лугу?
Как растения леса приспособлены к совместной жизни?
Слайд 16
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с этим природным сообществом.
ДЗ стр. 65-68, чтение, ответы на вопросы.