Тема урока: «Европейский север».
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.
Воспитательные: обеспечить воспитание мотивов учения.
Развивающие: развивать умения самостоятельной работы с картами и делать выводы.
Задачи урока:
— познакомить учащихся с особенностями ЭГП и природными условиями Европейского Севера;
— оценить ЭГП, природные условия и ресурсы;
— работать с картами.
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Здравствуйте ребята, садитесь. Давайте отметим отсутствующих. | |||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Работа с картой | Изучение Европейского Севера – самого крупного экономического района европейской части России – мы будем изучать основываясь на имеющихся у вас умениях и знаниях, поэтому урок будет проходить большей долей самостоятельной работы с картами и учебниками, с таблицами и дополнительной литературой. — рассмотрим состав и ЭГП Европейского Севера; В состав Европейского Севера, или Северного района входят три области: 1) Мурманская. 2) Архангельская с Ненецким АО. 3) Вологодская и 2 республики: Коми и Карелия. Иногда сюда добавляют также и Кировскую область. – определите особенности ЭГП Европейского Севера: 1) район имеет приморское положение, т.к. омывается Белым и Баренцевым морями. 2) район соседствует с районами центральной России, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера 3) на западе район граничит с развитыми странами Европы: Норвегией и Финляндией. 4) Транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, Архангельск и Воркуту Климат природные условия менее благоприятные, чем в Центральной России. Осадков выпадает больше на западе района – он ближе к Атлантическому океану. Рельеф: равнинный, только на Кольском полуострове разрушенные низкие горы Хибины. Карелия и Кольский полуостров находятся на щите (в Балтийском) древней платформы, поэтому на западе района на поверхности граниты – древнекристаллические породы. Водные ресурсы: Северо запад России, особенно Карелия и Кольский полуостров – озерный край, здесь тысячи озер. Крупнейшие из них Ладожское и Онежское. На севере текут крупные реки – Онега, Северная Двина, Мезень, Печора. Природные зоны: Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги. Вывод: природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге. Но имеются водные, лесные и рыбные ресурсы. – Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами (с помощью атласа).
Вывод: Европейский Север имеет разнообразную богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера. Определите по картам атласа национальный состав Европейского Севера. – Плотность населения небольшая. Численность с 1990 по 2000 сократилась во всех субъектах, кроме Карелии. На Европейском Севере проживают русский, карелы, коми, ненцы, саамы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление | — какие области и республики входят в состав Европейского Севера — в чем преимущества ЭГП Европейского Севера (приморское положение, близость к центру) — какими природными ресурсами богат северный район — назовите крупные города Европейского Севера (Мурманска, Архангельск, Петрозаводск, Вологда, Череповец, Северодвинск, Сыктывкар) | |||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Читать параграф 43-44, отв-ть на вопросы, подготовить рефераты. | |||||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока | За урок получают оценки… Урок окончен. Досвиданья. |