Познание мира в третьем классе.
Тема урока: Среда обитания растений.
Программное содержание: Систематизировать знание детей о растениях. Дать знания о среде обитания растений. Использование активных форм работы для развития речи детей, умения мыслить логически, самостоятельно добывать знания и делиться ими с окружающими( помочь детям проявить свою индивидуальность). Формировать умение брать на себя роли и организовывать свою работу в соответствии с ними. Продолжать формировать умение взаимооценивания и самооценивания. Способствовать сплочению коллектива класса – укреплению дружеских отношений, желанию учиться.
Материалы к уроку; Интерактивная доска, Электронный учебник « Познание мира» — 3 кл, видеозапись физминутки , плакат с изображением растений, индивидуальные планшеты, изображение растений на карточках ( растения лугов, лесов, степей, тугай), карандаши, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, разноцветные стикеры, ватманы,
Подготовка к уроку; дети делятся на группы (при помощи разноцветных карточек), распределяют роли – обязанности в них ( назначают модератора, таймера, оформителя, оценщика, выступающего,), поиск дополнительного материала к уроку. (На уроке продолжить наблюдение за работой трёх учащимися: Сыргак кызы Элиной, Олейник Никитой, Джапаровым Шамилем.)
Ожидаемый результат: Дети узнают, что такое среда обитания. Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания? Чем отличаются растения растущие в разной среде обитания?
Ход:
I.Психологический настрой. Использование художественного слова. На фоне показа слайдов (1-19) с изображением природы ученик рассказывает стихотворение о растениях. Л. А.Мей»Двойным зеленым строем…»
(отрывок из стихотворения «Леший»)
Двойным зеленым строем,
II. Проверка домашнего задания:
1.Раздать детям тест на пройденные темы.
На это задание вам отводится 3 минуты.
— Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения?(ствол; один толстый, много разных по толщине и высоте, мягкие и сочные)
— Почему некоторые растения называются водорослями?
— Растения с крупными листьями, способными накапливать влагу, произрастающие во влажной, тёплой и солнечной местности называются…(влаголюбивые)?
— Какие растения прорастают, несмотря на низкую температуру почвы и не вымерзают?(морозоустойчивые)
— Почему растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и морозоустойчивые?
— В жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влаги растут….(засухоустойчивые)растения.
— К каким растениям относится подсолнечник? Расскажи об его особенностях.(светолюбивые, поворачивает головку вслед за солнцем)
— Эти растения высаживают когда температура достигает +15, +20 градусов.(теплолюбивые)
— Как называются растения растущие в лесах и тугаях, к которым через густые ветки проходит мало солнечного света?(теневыносливые)
— В чём разница между дикорастущими и культурными растениями?
— По продолжительности жизни растения бывают…? (однолетние, двулетние и многолетние).
— Чем отличаются друг от друга однолетние, двулетние, многолетние растения?
Время закончилось, а теперь самостоятельно на этих карточках оцените свои ответы на вопросы теста.(правильный ответ, ответы вызывающие сомнения, без ответа – не успел ответить) – самооценивание.
Теперь поменяйтесь тестами и попробуйте оценить работу своих товарищей. – взаимооценивание.
Фронтальный опрос проверить все вопросы теста..(формативное оценивание – устное поощрение ответов учащихся)
Поднимите руку у кого обе оценки одинаковые – молодцы, давайте похлопаем им. А теперь поднимите руку у кого оценки разные, вы тоже молодцы – погладьте себя по головке, может быть, в следующий раз ваши оценки тоже совпадут.
2.Выполнение задания на интерактивной доске № 1, 2 и 3 ( из эл. учебника) – поощрение учеников фишками за правильный ответ.
III. Объявление новой темы.
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о растениях, узнаем об их среде обитания.
— Как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке? Давайте составим план урока.(устно)
Капитаны групп, подойдут к столу и выберут задание для своей группы (оно написано на конверте)
— Прежде чем вы начнёте работать по своему заданию, давайте дадим определение, что такое среда обитания? Каждая группа формулирует свой ответ, записывает его и озвучивает для всех. Все ответы вывешиваются на доске и поощряются словесно.
IV. Групповая работа
1. Работа с книгой
2. Поиск дополнительной информации на индивидуальных компьютерах или планшетах (деление на группы при помощи разноцветных карточек, распределение «обязанностей» в группе делают сами учащиеся)
1 группа: растения степей
2 группа: растения смешанных лесов
3 группа: растения тугай
4 группа: растения лугов
Использование техники «Джиксо». (ребёнок от каждой группы делится информацией с остальными группами, остальные систематизируют полученные знания )
V. Физминутка
VI. Составление флипчартов группами и их последующая презентация (дети самостоятельно выбирают кто будет выступающим)
Напомнить критерии — правила оценивания( учащиеся выработали их сами на других уроках: 1)оформление 2) соответствие теме, её раскрытие 3)выступление – умение донести материал. )
После выступления учащиеся остальных групп оценивают работы товарищей при помощи разноцветных стикеров
VII. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания?
Выполнение задания № 3 эл. учебника.
Оценивание: подсчёт фишек, участие каждого в работе группы – определяют участники.
Оценивание детьми своей работы на лестнице – усвоения материала.
VIII. Домашнее задание: с84 — 86. Нарисовать сказочный цветок.
5