ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
“ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ”
/ 11 класс, естественно- математическое направление/
Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся.
Задачи:
— знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе
с органическими веществами и концентрированными кислотами;
— уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные
свойства характерными реакциями, составлять уравнения
данных химических реакций;
— воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/,
наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум
Форма обучения: ГПС — при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы.
Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся.
Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска,
видео сюжеты «Получение этилена и опыты с ним», схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.
Ход урока:
I Мотивация / вступительное слово учителя/
Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности.
Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность.
II Сообщение темы, цели и задач урока.
III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования.
IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:
— просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/
— беседа об особенностях и ходе проведения практической работы:
а) назовите основной лабораторный способ получения этилена;
б )какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР;
в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/;
— беседа о правилах техники безопасности:
а) при собирании газа этилена;
б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность;
в) при нагревании веществ;
г) при работе с концентрированной серной кислотой;
V. Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы
/ составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А /
VI. Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/
VII. Итог урока /учитель-приложение В/
Рефлексия / творческие работы учащихся/
Смешали кислоту и этанол,
Затем собрали мы прибор.
Если будет он герметичный,
Этилен получится отличный. /А. Хамзина/
Обесцветил «марганцовку»,
Воду бромную успел,
C2H4— газ этилен / К. Файзулина/
Поджигаем этилен, факел яркий заалел,
H2O и CO2 – результат сего огня. / О. Кирш/
VIII. Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; И.И.Балаев «Домашний эксперимент по химии» М.Просвещение, 1999г, стр. 90-91/
Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия?
Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов.
В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.
«Получение этилена и изучение его свойств»
СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!
Получение этилена дегидратацией этилового спирта
C2H2OH и 3-4 мл H2SO4 Закрой пробкой с газоотводной трубкойВ сухую пробирку налей 1,5-5мл
Добавь песок
/прокаленный/ или осколки фарфора
Нагрей
Взаимодействие этилена с бромной водой
Пропусти выделяющийся этиленВозьми пробирку с бромной водой
Пропусти выделяющийся этиленВзаимодействие этилена с раствором перманганата калия
Возьми пробирку с подкисленным раствором перманганата калия
Горение этилена
Поверни газоотводную трубку с выделяющимся этиленом отверстием вверхПодожги выделяющийся газ
Уборка рабочего места
Оформление результатов работы Уравнения реакцийОписание опыта
Наблюдение
Выводы
Приложение Б
Лист контроля консультанта при выполнении ПР № 2
«Получение этилена и опыты с ним»
Соблюдение ТБ | Работа с химической посудой | Работа с реактивами | Аккуратностьна рабочем месте | Оценка консультанта | Само- оценка | |
Хамзана А. | + | + | + | + | 5 | 5 |
Ярышева К. | + | + | — | — | 4 | 4 |
Световой В. | + | + | + | + | 5 | 5 |
Файзулина К | + | + | + | + | 5 | 5 |
Хамзина А.
Лист контроля учителя при выполнении ПР № 2
«Получение этилена и опыты с ним»
Соблюдение ТБ | Знание теоретического материала | Умение наблюдать | Умение делать выводы | Оформление работы | Оценка | |
Хамзана А. | + | + | + | + | + | 5 |
Ярышева К. | + | — | + | — | — | 3 |
Световой В. | + | + | + | + | + | 5 |
Файзулина К | + | + | + | + | + | 5 |
……………… | ……… | ………… | …….. | …….. | …….. | …….. |