Конспект урока на тему «ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ”

/ 11 класс, естественно- математическое направление/

Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся.

Задачи:

— знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе

с органическими веществами и концентрированными кислотами;

— уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные

свойства характерными реакциями, составлять уравнения

данных химических реакций;

— воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/,

наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум

Форма обучения: ГПС — при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы.

Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся.

Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска,

видео сюжеты «Получение этилена и опыты с ним», схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.

Ход урока:

I Мотивация / вступительное слово учителя/

Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности.

Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность.

II Сообщение темы, цели и задач урока.

III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования.

IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:



— просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/

— беседа об особенностях и ходе проведения практической работы:

а) назовите основной лабораторный способ получения этилена;

б )какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР;

в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/;

— беседа о правилах техники безопасности:

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV)" 9 класс

а) при собирании газа этилена;

б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность;

в) при нагревании веществ;

г) при работе с концентрированной серной кислотой;

V. Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы

/ составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А /

VI. Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/

VII. Итог урока /учитель-приложение В/

Рефлексия / творческие работы учащихся/

Смешали кислоту и этанол,

Затем собрали мы прибор.

Если будет он герметичный,

Этилен получится отличный. /А. Хамзина/

Обесцветил «марганцовку»,

Воду бромную успел,

Потому что, он- непредельный

C2H4— газ этилен / К. Файзулина/

Поджигаем этилен, факел яркий заалел,

H2O и CO2 – результат сего огня. / О. Кирш/

VIII. Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; И.И.Балаев «Домашний эксперимент по химии» М.Просвещение, 1999г, стр. 90-91/

Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств»

Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия?

Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов.

В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.

Приложение А

Схема- алгоритм выполнения ПР № 2

«Получение этилена и изучение его свойств»


СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!



Получение этилена дегидратацией этилового спирта



В сухую пробирку налей 1,5-5мл

C2H2OH и 3-4 мл H2SO4

Добавь песок
/прокаленный/ или осколки фарфора

Закрой пробкой с газоотводной трубкой

Нагрей


Взаимодействие этилена с бромной водой



Возьми пробирку с бромной водой

Пропусти выделяющийся этилен




Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
Возьми пробирку с подкисленным раствором перманганата калия

Пропусти выделяющийся этилен






Горение этилена



Поверни газоотводную трубку с выделяющимся этиленом отверстием вверх

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Килограмм»
Подожги выделяющийся газ



Уборка рабочего места



Оформление результатов работы

Описание опыта
Наблюдение

Уравнения реакций

Выводы






















Приложение Б


Лист контроля консультанта при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

ФИ

Соблюдение

ТБ

Работа с химической

посудой

Работа с реактивами

Аккуратность

на рабочем

месте

Оценка консультанта

Само-

оценка

Хамзана А.

+

+

+

+

5

5

Ярышева К.

+

+

4

4

Световой В.

+

+

+

+

5

5

Файзулина К

+

+

+

+

5

5

группа №1

Хамзина А.


Приложение В



Лист контроля учителя при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

ФИ

Соблюдение ТБ

Знание теоретического материала

Умение наблюдать

Умение делать выводы

Оформление работы

Оценка

Хамзана А.

+

+

+

+

+

5

Ярышева К.

+

+

3

Световой В.

+

+

+

+

+

5

Файзулина К

+

+

+

+

+

5

………………

………

…………

……..

……..

……..

……..
































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: