Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27 г. Волгограда
Урок обучения грамоте по теме:
«Заглавная буква Ш»
(Программа «Школа 2100»)
Автор материала:
Жабина Елена Сергеевна, учитель начальных классов
2015 г
Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш»
Цели:
— продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];
— познакомить с заглавной буквой Ш;
— формировать навык чтения по слогам и целыми словами;
— расширять словарный запас учащихся;
— воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: схемы человечков букв р, м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
— Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
— Повторим наши знания.
Звуки бывают … гласные и согласные.
Звуки мы слышим, а буквы … пишем.
Гласный звук образует … слог.
Гласные звуки бывают … ударными и безударными.
Сколько в слове гласных, … столько и слогов.
Согласные звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
После твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы
После мягких согласных пишется … и.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Характеристика и завершение схем-человечков.
— Откройте Букварь на с.82.
— Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими)
— Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный звук, всегда твёрдый).
— Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).
2. Определение темы урока, постановка целей.
— Отгадайте загадку:
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Дорога ей только крыска,
С длинным именем Лариска.
— Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? («Крокодил Гена и его друзья») Кто автор сказки? (Э.Успенский)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
— Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])
— Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)
— Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).
— Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ …с заглавной буквой Ш
УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш
3. Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной буквы.
Работа в тетради для печатания с.26.
— Чем отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)
— Обведите по светлым линиям буквы на первой строке, допишите до конца строки самостоятельно.
Работа в прописи. С. 0
— Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями, элементами с закруглением). (образец на доске)
Учитель показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».
— Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.
— Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)
— Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).
— Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это имена)
— Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.
Физминутка.
V. Первичное закрепление материала.
1. Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием
буквосочетания ши.
— Прочитайте столбики слов.
— Отгадайте загадку.
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
— Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.
— Выполним звуко-буквенный анализ слова школа.
Ученик работает у доски (слово записано на доске)
— А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «ш».
Однажды решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.
Походила буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
На доске:
ША
ШО
ШУ
ШИ
2. Работа в тетради для печатания с. 26.
— Обведите по светлым линиям слог ши.
— Добавьте слог ши в окошки. Прочитайте слова, которые получились.
– Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог “иш”. (Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)
VI. Физминутка.
VII. Знакомство со стихотворением Д.Хармса «Кораблик».
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения.
— Предположите, о чём будем читать?
— Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице»)
— Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле мышата).
Чтение 1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
— Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете?
(Храбрые, плывут издалека, их четверо, друзья)
— Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)
Чтение 2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
— Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и котов)
— Что значит «ушки на макушке»?
— Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались? Как? (по описаниям)
Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чтение вслух.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание — нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.
IX. Подведение итогов урока.
— Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?
6