Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа п.г.т. Уруша»
Сковородинского района Амурской области
Конспект урока литературы
в 10 классе
Душевная драма Катерины.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Фатуллаева Валентина Анатольевна
УРУША 2010
Тема: Душевная драма Катерины.
Цель:
Способствовать формированию представления о смысловой ёмкости образа Катерины. Выяснить роль каждого персонажа в судьбе Катерины. Донести до учащихся слова Ю.М. Орлова: «Жизнь неминуемо связана с приобретением опыта – опыта радости, опыта страданий».
Эпиграф.
с приобретением опыта –
опыта радости, опыта
страданий.
Ю. М. Орлов.
Ход урока.
Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том, было ли возможно спасение.
Цель этого урока – найти ответ на вопрос: Был ли сокрыт в душе Катерины путь к спасению? Почему она не смогла обрести его?
На первый взгляд, толкование истории Катерины не представляет сложности. У каждого читателя сразу же в процессе знакомства с пьесой, формируется своё понимание мотивов поступков главной героини. Исходным моментом нашего учебного поиска на уроке и будет ваше понимание судьбы Катерины.
2. Экспресс – опрос «Незавершённое предложение».
Перед вами лежат незаконченные предложения. Вы должны, не обдумывая долго свои варианты, кратко завершить эти предложения.
( Письменная работа уч- ся.)
А теперь я читаю незавершённые предложения, а вы предлагаете варианты завершающей части.
Самое главное в жизни Катерины — …
Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что …
Катерина полюбила Бориса, потому что …
Катерина никогда бы не решилась на тайное свидание с Борисом, если бы …
В большей степени виновен (виновна) в трагедии Катерины — …
Главная причина гибели Катерины — …
Катерина не сделала бы свой шаг, если бы …
Единственный, кто мог бы спасти Катерину – это …
Обратите внимание на разнообразие предложенных вами вариантов и на тот факт, что вы сосредоточили своё внимание (по отношению к Катерине) на причинах трагедии. Таким образом, ваши работы подсказали нам вопрос, как ситуация, в которой оказалась Катерина, повлияла на её роковое решение.
На протяжении всей пьесы Катерина непосредственно общается только с 4- мя персонажами – с Кабановой, с Тихоном, с Варварой, Борисом.
Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?
Ответу придадим форму схемы:
Кабанова «сокрушила», подавила недоверием, подозрительностью. Ка
Тихон не поддержал, не понял, не защитил, не уберёг. те
Варвара не поняла, не остановила, подтолкнула. ри
Борис не защитил, не спас. на
На ком из персонажей лежит главная ответственность за гибель Катерины?
( Никого из действующих лиц нельзя назвать главным виновником гибели Катерины. Возникает парадоксальная ситуация: виноваты все и при этом никто не виноват.)
Катерина и Кабанова.
В литературоведении давно сложилось мнение, что пьеса « Гроза» основана на противопоставлении образов Катерины и Кабановой.
Вопросы:
Как в пьесе выражено противостояние, противоборство образов Катерины и Кабановой?
Можно ли считать Кабанову главной виновницей гибели Катерины?
Анализ сюжетной линии «Катерина – Кабанова» приводит к неожиданному результату. На протяжении всей пьесы Катерина и Кабанова встречаются только в 3-х сценах (в 8-ми явлениях). В диалогах с посторонними лицами Кабанова вообще не говорит о Катерине – только с Тихоном, в сцене поисков Катерины; Катерина упоминает о Кабановой чаще.
Очевидно, что на событийном уровне эти женские образы не противоборствуют.
Кабанова – Катерина.
Найдите в пьесе слова Катерины и Кабановой, обращённые ими непосредственно друг к другу.
(Катерина не позволяет наговаривать на себя, грубый приказ – молчаливое повиновение, недовольное ворчание – уход от споров, недовольное молчание – погружение в мир своих тревог, любопытство –
« допрос»- искреннее признание).
ВЫВОД – Диалоги Катерины и Кабановой – не противоборство. В репликах Кабановой, обращённых непосредственно к Катерине, постоянно звучит скрытое опасение, страх того, что Катерина может оказаться неискренней. Опасения подтвердились. Но Кабанова повела себя не так, как того можно было ожидать.
Какой долгий монолог, насыщенный злорадным торжеством и проклятиями, она могла бы произнести в адрес тихой и прекрасной Катерины, если бы хотела всем доказать свою правоту. Мы же видим достаточно сдержанную реакцию Кабановой. Для неё это тоже удар.
Итак, образы Катерины и Кабановой соотнесены в пьесе по масштабу личности, по силе и глубине характера.
Образ Кабановой воплотил трагедию несостоявшейся жизни. Когда-то давно, когда она вошла в семью своего мужа, она, вероятно, пережила такую же трагедию, что и Катерина. Но Кабанова отказала себе в праве жить так, как требовала её душа. И тогда, когда овдовела – а вдовы на Руси всегда пользовались особым уважением окружающих и имели неограниченную власть над домашними, — уже не смогла восстановить этой части своей души, которую уничтожил сложившийся образ жизни, и стала точной копией людей, причинявших ей страдания. Она уже давно принесена в жертву и осталась одна.
В образе Кабановой возможный финал судьбы Катерины, который ожидал бы её, если бы она смирилась со своим положением и отказалась от права остаться самой собой.
Вывод: Автор показывает противостояние Катерины и Кабановой, не прибегая к непосредственному столкновению образов в жизненных ситуациях, не воспроизводя их открытую полемику.
Кабанова, конечно, сыграла свою роль в том, что произошло с Катериной, но назвать её главной виновницей её гибели нельзя.
Ни один из конкретных поступков Кабановой не может быть назван причиной, заставившей Катерину принять роковое решение. Кроме того, Кабанова сама переживает трагический крах и заслуживает в большей степени ни ненависти и обвинений, а понимания и сострадания.
Катерина и Борис.
История любви Катерины и Бориса положена в основу центральной сюжетно-конфликтной линии пьесы; она организует всё произведение. Драматург показывает только 2 сцены, в которых Катерина и Борис общаются друг с другом (сцена свидания, сцена прощания).
Анализ сюжетной линии:
Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу?
Как соотносятся чувства Катерины и Бориса? Мог ли Борис принести Катерине счастье? (Не способен на такую любовь, какой любила Катерина. Боится. 10 дней достаточно для счастья. «Эх, кабы сила. Не понимает, что человеку, не имеющему внутренней силы, внешняя сила не поможет». Чувства Бориса по глубине явно уступает чувству Катерины).
Вывод. Борис даже не попытался, что-нибудь сделать, когда понял, что Катерина на краю гибели. Но он единственный человек, который смог подарить Катерине хоть какое-то счастье. Катерина никогда бы не посчитала бы Бориса виновным в своей смерти. Степень его вины такая же, как и степень вины других действующих лиц. Назвать его главным виновником гибели Катерины нельзя.
Мир мыслей и чувств Катерины.
Катерина глазами действующих лиц пьесы. | |
|
|
Чем можно объяснить несовпадение в разных графах? (Её не воспринимают такой, какая она есть и строят свои отношения с ней, исходя из своего понимания её характера. Все светлые её качества воспринимаются как стремление скрыть истинные, тёмные стороны души).
Кому из персонажей открывается настоящий образ Катерины? Почему? (Чистая, светлая Катерина по-настоящему открывается только тем, кто смотрит на неё с любовью, доверием и состраданием. Это означает, что только в атмосфере любви, доверия, понимания и сострадания Катерина может оставаться самой собой и открывать возвышенные стороны её души. В атмосфере же подозрительности, недоверия она испытывает настоящие духовные и физические мучения, задыхается, т.к. утрачивает всё, что питает гармонию её души.)
Вывод. Ни одно из качеств, которыми наделил драматург свою героиню, само по себе не могло стать непосредственной причиной трагедии.
Для человека, которому свойственны горячность, импульсивность, отчаянность, решающим могут оказаться состояние, в котором он находится в данный момент- нахлынувшее и охватившее всю её чувство ужаса, безысходности, отчаяния… А это значит, что, если бы что-то помешало ей именно в эту минуту сделать роковой шаг, финал её судьбы был бы иным.
Трагедия Катерины: неизбежность или ошибка?
-Читатель или зритель воспринимает Катерину не как художественный образ, а как реально существующего человека.
Рассматривая финал пьесы с этой точки зрения, ответим на вопрос урока:
-Был ли сокрыт в душе Катерины путь к спасению? Почему она не смогла обрести его?
— Выполним задание, рекомендуемое психологами для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. На доске записано всё плохое и хорошее, что ждало Катерину в жизни (на момент последнего монолога).
— Что ждало Катерину в жизни?
Итог урока.
Почему же она не смогла разглядеть этот путь к спасению в своей душе?
Самой открыть этот путь ей не позволило психологическое состояние: она жила в эти дни только эмоциями, а не сознанием. А подсказать этот путь было некому. Пьеса Островского – пьеса о трагическом одиночестве человека (не только Катерины, но и всех персонажей, каждого человека, живущего в мире, запечатлённом в пьесе).
Вернёмся к эпиграфу урока «Жизнь неминуемо связана с приобретением опыта – опыта радости, опыта страданий» (Ю. М. Орлов).
Д.з. письменно ответить на вопрос: Почему Катерина не смогла найти путь к спасению?
Список использованной литературы:
Конспекты уроков для учителя литературы, под редакцией Максидоновой. Русская литература 19 век. Вторая половина 10 класс. Москва, Олма-Пресс, 2002г. Александр Николаевич Островский.
Русская литература, 19 век. 10 класс, под редакцией Лебедева.
А.Н.Островский «Гроза».