Урок «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»
Тема урока: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».
Образовательный аспект триединой цели:
Убедиться в существовании выталкивающей силы, осознать причины её возникновения и вывести правила для её вычисления.
Воспитательный аспект триединой цели:
Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира (величина архимедовой силы обусловлена объёмом погруженного в неё тела и плотностью вытесненной жидкости) Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. Проводить воспитание культуры умственного труда. Создание для каждого ученика ситуации успеха.
Развивающий аспект триединой цели:
Работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат (т.е. формировать так называемую «зоркость» в поисках). Развивать коммуникативные умения. На этапе выдвижения гипотез развивать устную речь. Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях.
План урока
Время, Мин | Приёмы и методы | |
Решение задачи.
Тест.
| 3 3 4 1 2 1 4 5 4 4 4 3 1 1 | Театрализованное представление учащихся.
Беседа. Объяснения учащихся, используя материал лабораторной работы №3. Просмотр видеоролика.
Беседа.
Эксперимент по погружению воска в воду.
Учащиеся определяют на основе проблемы. Опорный конспект.
Дидактический материал для каждой из четырех групп. Пр.1,пр.2
Беседа. Работа с раздаточным материалом. Пр.3тест 1 Тест для каждого учащегося. Пр.4 тест 2 Раздаточный материал. Таблица «Инсерт» Пр.5 На слайде. Учащиеся получают буклеты «Будьте здоровы»
|
Ход урока:
Учитель: Сегодняшний урок я хочу предложить вам начать с истории, которая произошла в третьем веке до нашей эры в портовом и судостроительном г. Сиракузы на острове Сицилия.
А помогут нам попасть туда Саша, Юра, Рубен и Арсен.
Легенда об Архимеде
Учёный древний Архимед
Задумывался и не раз,
Как вычислить с какою силой
Вода выталкивает нас.
На свете много есть легенд
Рассмотрим мы всего одну,
Как открыл силу Архимед
Узнаем всё же, что к чему.
Однажды сиракузский царь
Чьё имя было Гиерон
Решил отлить злату корону.
Был тут же мастер приглашён.
И царь сказал:
«Отлей корону, из чиста злата для меня,
Чтоб засияла ярче солнца, достойной чтоб была царя”.
И мастер тихо поклонился и в мастерскую удалился.
Летели дни, работа шла
И вот в один прекрасный день,
Бала корона создана
И Гиерону отдана.
Сомненья мучили царя:
«А золотая ли корона у меня?
А вдруг он примесей туда добавил?
И с носом он царя оставил?”
Проверить мастера решил и Архимеда пригласил.
«Ты Архимед, большой учёный,
Проверить сможешь без труда,
Из золота ль моя корона?
Или же с примесью она?
Условие лишь есть одно,
Ломать корону не дано!”
И долго думал Архимед
И вот он предположил ответ.
Корону взвесил я легко,
Но как найти объём?
Над тем вопросом размышлял,
И ночью я и днём.
Вдруг искупаться я решил
И ванну полную налил,
Я сел в неё и вот беда,
Из ванны вылилась вода.
Пришла идея мне тогда,
И «Эврика! – воскликнул я”.
Вот так закон изобретен, и мастер был разоблачен.
Учитель: Каким образом Архимед определил объем короны?
Ученики: Поместил ее в воду.
Учитель: Что это дало ему?
Ученики: Объем вытесненной воды равен объему короны. Кусок натурального золота той же массы, помещенный в воду, вытеснил другой объем воды, не равный объему воду вытесненной короной.
Вывод: в корону добавлены примеси.
Учитель: Героем нашего урока будет пчелиный воск.
Видеоролик о пользе пчелиного воска.
IV. Учитель: Определите натуральность пчелиного воска.
Эксперимент.
V. Проблема: воск не полностью погружается в воду.
Учитель: Как ее решить?
Почему воск плавает? Какие силы действуют на кусочек воска?
Учащиеся: сила тяжести, вес тела, сила выталкивающая воск из воды.
Учитель: И так как мы на уроке вспомнили легенду Архимеда, то и тема урока связана с его именем.
VI. Учащиеся определяют тему урока: «Сила Архимеда»
И цель урока: убедиться в существовании выталкивающей силы и
вывести правила для её вычисления.
Учащиеся используют опорные конспекты, учебник. Делают пробный эксперимент, переливая вылившуюся воду в ведерко Архимеда. Воск погружается в воду. Вопрос решен.
VII. Учащиеся делают вывод: вес вытесненной жидкости равен выталкивающей силе.
Учащиеся вычисляют объем куска воска.
Задача. В апреле 1912г. отправилось в первое и последнее плавание крупнейшее пассажирское судно «Титаник» водоизмещением 46300т (масса воды вытесняемой судном) Найдите величину выталкивающей силы, действующей на него.
Дано Решение:
Ответ: FA=____________
Учитель: у вас есть возможность определить от каких величин зависит выталкивающая сила и вывести правила для ее вычисления.
Класс делиться на 4 группы. Каждая группа работает, руководствуясь дидактическим материалом.
Приложение 1.
Ученики озвучивают зависимость силы Архимеда от объема погруженного тела, плотности жидкости и не зависимость от массы погруженного тела, формы тела. Демонстрируют выведенную формулу.
Тест 1. Сравните выталкивающие силы, действующие на первое и второе тела.
Тестирование учащихся. Тест 2.
Приложение 2.
А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы познакомились с архимедовой силой, для этого мы выполним тест.
Вопрос | Ответы | Верный ответ | |
1 | На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная:
| А. Весу жидкости, вытесненной телом Б. Весу погруженного тела В. Весу погруженного тела и жидкости, вытесненной телом. |
|
2 | Величину выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, можно подсчитать по формуле: | А. Б. В. |
|
3 | На какое тело действует большая выталкивающая сила? | А. На первое. Б. На второе. В. На третье. |
|
4 |
На какое тело действует большая выталкивающая сила? | А. На первое. Б. На второе. В. На третье. |
|
5 |
Выталкивающая сила, действующая на погруженную в жидкость картофелину, равна: | А. 3 Н Б. 2 Н В. 1 Н |
|
После выполнения тестового задания ученикам предлагается посчитать сколько раз буква «А» встречается в ответах. И затем поднять вверх столько пальцев, сколько раз встречается буква «А». (Методический прием, позволяющий оперативно контролировать знания учеников)
Рефлексия.
Приложение 3.
Домашнее задание:
§ 22, упр. на стр. 175-176 задания 5,6,11. Домашняя лаборатория стр.176
Опорный конспект
выталкивающая сила
h
но
Способы нахождения выталкивающей силы:
Моя оценка за урок
Решение задач | Тест 1 | Тест 2 | Итоговая оценка | Домашнее задание:
| |
|
|
|
|
| § 22, упр. на стр. 175-176 задания 5,6,11. Домашняя лаборатория стр.176
|
8