МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №119» г. Перми.
Открытый урок на тему:
«Роль ударения в словах»
(1 «Б» класс, 2010-2011 учебный год.)
Дата проведения: 12.04.2011г.
Павлушина И.А.
учитель начальных классов
г. Пермь.
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда Мы начнем урок тогда |
| |
II | Актуализация знаний
Ребята, посмотрите внимательно, перед вами схемы словарных слов:
Я __ О __ А ягода __ __ А __ __ класс __ Е __ Ё __ А берёза __ О __ __ __ А Москва
Ребята, назовите слова, которым соответствуют данные схемы (на доске появляются слова).
класс ягода берёза Москва Проверяем (затруднений не вызвало). Слайд 2 (появляется слово «замок») Запишите это слово в тот или иной столбик.
|
|
III | Выявление причины затруднения и постановка цели. Проверяем, почему так случилось, что слово попало в разные столбики ( есть зАмок и замОк) Слово не произносилось, не знали какой гласный ударный, следовательно не знали значение слова (кто-то представил зАмок, а кто-то замОк).
Вывод: Важно ли знать место ударения в слове? |
|
IV | Сообщение темы урока. А знаете ли вы, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Слушайте внимательно, я начну, а вы будете продолжать. Сказка: В некотором царстве, в некоторм государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых слов» (Слайд 3) Вышел вперед замОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто черточка». Рассердилось ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Как вы думаете какое теперь слово получилось? (зАмок, слайд 4). Вышел ирИс (слайд 5)«Да, я такой сладкий и липкий, что тебе, Ударение, не покинуть меня». Как вы думаете, что произошло? Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в Ирис (слайд 6).
А теперь попробуйте сами закончить сказку. (слайд 7) На совете присутствовали слова: стрелкИ и гвОздики, распределитесь в парах по ролям – одни становятся стрелкАми, а другие – Ударением. Объясните, почему вы не боитесь ударения? Затем поменяйтесь ролями, Ударение становится гвОздиками. Выслушиваем мнения ребят. Вывод: Слова поняли, что не могут жить без ударения и отвели ему в слове почётное место. Не просто палочка, а волшебная. — А почему волшебная? (ударение может изменить значение слова) — А где можно узнать о значении слов? (в словаре) Ребята, а сейчас вернитесь к записанным словам, и скажите есть ли среди них такие, в которые могут не бояться ударения. КЛАСС, БЕРЁЗА ( в слове один слог, а в другом слове ё – всегда ударная) |
|
V | Построение выхода из затруднения. Посмотрите на слова, записанные на доске. — Уху — Пили Ясно ли, что это за слова? А почему? ( нет ударения и слова не произносились) Я вам помогу. (НА доске открываются предложения) Дети делают вывод, что по смыслу предложения можно понять о чем идет речь. Мы сегодня варили … . Комар подлетел к уху … . Дети … молоко. … бревно ровно. (Вспомнить о написании в словах большой буквы) |
|
VI | Самостоятельная работа. Включение в систему знаний. А сейчас вы поработаете самостоятельно. Перед Вами карточки желтого и оранжевого цвета. Вы знаете, карточки какого цвета таят в себе небольшие трудности. Выберете для себя карточку и спишите предложения, вставляя пропущенные слова. Жёлтая карточка: Яйцо содержит … и …желток. Мы кормили … . Оранжевая карточка: Язык без костей. Миша дружит с … . — Что помогло правильно выбрать слово? |
|
| Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте предложение. Встретились ли Вам одинаково написанные слова? Когда данный результат сложения будет верным? ( Сто сорок плюс сто сорок будет двести сорок) |
|
VII | Рефлексия Сценка. — Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (берет бутылочку с лекарством и читает вслух). Три раза в день, после приёма пищИ. Принимает и начинает пищать. -Что случилось? Почему ты пищишь? — Я приняла лекарство, а здесь написано «После приема пищИ» -Ах,ты, глупышка. Ты проболела, а мы на уроке проходили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. -После приёма пИщи. А как, Вы, думаете , есть ли ударение в музыке и живописи? Фонограмма 1. Услышали ударение? Как оно звучит? (выделяется голосом) Дирижёр показывает более сильную ноту взмахом дирижерской палочкой. Фонограмма 2. Вспомнили, как поёт кукушка. Выделяет ли она ударный слог? Вот видите и в природе не обойтись без ударения. В живописи тоже существует такое понятие как акцент цвета. Выразите в цвете свое отношение к уроку. (На импровизированной поляне дети прикрепляют цветы разного цвета, в зависимости от своей оценки к уроку.
|
|