Цели урока:
♦ Определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и
Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в
неё.
Задачи урока :
♦ Вывести детей на самостоятельную формулировку условия плавания тел;
♦ Побудить учащихся к активному поиску решения проблемы посредством
постановки эксперимента;
♦ Установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью
тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
♦ Организовать деятельность учащихся по формированию навыков
самостоятельного поиска решения поставленной проблемы;
♦ Воспитание культуры в организации учебного труда.
Результаты:
убежденность в возможности познания природы; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
| |
Метапредметные | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
|
Предметные | умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
|
Оборудование:
♦ Проектор, экран;
♦ Компьютеры с тестами по количеству учеников;
♦ На 2 человека набор: два стакана с водой, бруски: деревянный и железный, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка.
Ход урока (Урок сопровождается показом презентации)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Орг. момент (1-2 мин) | Настраивает детей на урок
| Настраиваются на работу. |
I I.Актуализация темы (2-3 мин) | Актуализирует тему, подводит к формулировке темы, демонстрирует слайды | Смотрят ,слушают, обсуждают, высказывают мнения. |
I I I .Содержание урока (25 -28мин) | Постановка проблемы перед учащимися, демонстрирует с помощью средств ИКТ презентации, задает вопросы и корректирует ответы. | Проводят опыты, исследования, де- лают выводы , отвечают на вопросы, работают с учебником и выполняют конспект. |
I V.Закрепление. (8-11 мин) | Инструктирует учащихся о выполнении тестов. | Выполнение тестовых заданий на компьютерах.
|
V.Подведение итогов .Д/з | Подводит итоги, благодарит за работу, ставит оценки. | Слушают, делают работу над ошибками. Записывают д/з. |
1.Оргмомент. Беседа о погоде, о лете, о купании в водоёмах.
Объявление темы урока. (Слайд 1) посмотрите на экран, что можно сказать о телах, которые изображены здесь? Тогда сформулируйте тему нашего урока. ( Слайд 1).
2. Актуализация знаний. —Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга.
А что изменится, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся высказывают предположения.)
-Вы не можете точно ответить на этот вопрос? Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?
-Давайте сегодня на уроке вы попытаетесь самостоятельно решить проблему.
Постановка проблемы. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
—А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 3)
-С какой силой связано это имя? (Слайд 4).
-Как найти архимедову силу? (Слайд 5).
-Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри жидкости. (слайд 6).
3. Решение проблемы — изучение нового материала.
Начнём исследование. Проведём опыт 1.
Цель работы: Провести наблюдение за поведением деревянного и железного брусков, погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта.
-Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.
-Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены?
Вывод: Железный брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше.
Проверка по слайду 7:
-Когда тело плавает на поверхности? (Щелчок по слайду 7).
-Когда плавает внутри? (Щелчок по слайду 7).
-Когда тонет? (Щелчок по слайду 7).
Продолжаем исследования.
Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).
Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.
Докажем это ещё и теоретически.
-Назовите формулу, выражающую закон Архимеда. (Щелчок по слайду 7).
-Назовите формулу для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 7).
-Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Проверим по слайду 7).
-Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 8-9).
Вернёмся к моему вопросу.
—А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).
Поработаем с таблицей плотностей веществ.
Пользуясь таблицей плотности, определите, в какой жидкости утонет лёд?
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?
А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?
Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.
Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта.
-Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой.
-Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.
Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.
Продолжим беседу о жидкостях.
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.
Укажите порядок расположения жидкостей. ( Ответ по слайду 10)
.
Опыт 4. (дополнительно)
Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)
-Почему же одно и то же тело ведёт себя по-разному?
Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.
4. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер.
Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
§ 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы
Упр.25(1,2)- устно,Л №616.