Конспект урока на тему «Глаз — оптическая система»

Цели для учителя:

  • Обучающая: обобщение знаний учащихся о зрительном анализаторе как оптической системе на основе применения физических понятий: линзы и оптическая сила линз.

  • Развивающие: — развитие познавательных интересов учащихся и умение применять полученные знания на практике;

— умение применять знания по физике для решения познавательных задач по биологии.

  • Воспитательная: создание условий для формирования бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цели для учеников:

  • Повторить строение и функции зрительного анализатора. Виды нарушений зрения

  • Изучить виды линз.

  • Научиться определять линзы по форме и виду.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока:

Орг. момент.

Постановка темы урока и проблемного вопроса.

Постановка целей урока.

Актуализация знаний из биологии о строении зрительного анализатора.

Изучение нового материала с опорой на биологические понятия.

Практическое задание

Физ. минутка.

Решение проблемной задачи.

Составление правил гигиены зрения.

Рефлексия.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Ф: Здравствуйте ребята! Обратите внимание, что сегодня у нас необычный урок: перед вами 2 учителя — физики и биологии, и значит рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.

Слушают учителя

  1. Постановка темы урока и проблемного вопроса.
















Задание №1.


показана таблица по проверке зрения.

Б: Обратите внимание, знакомо ли вам это изображение?


Где?

Какой анализатор отвечает за зрение?


Поэтому о чем мы будем говорить с вами на уроке?

Правильно. Глаз человека. Так звучит начало темы урока.

Открыть начало темы.

(глаз человека — … Слайд 2


Продолжаем. У всех ли людей зрение бывает в норме?


Чем корректируют проблемы со зрением?


Как, определить для близоруких или для дальнозорких глаз предназначены очки?

Слайд 3 Задание №1.


Ваши мнения различаются, поэтому предлагаем в этом разобраться в процессе урока.


Ученики дают ответы. Знакомо.





В поликлинике, когда проверяли зрение.


Зрение, глаз.







Нет не у всех.



Очками. Линзами.




Фронтальная работа с классом.









  1. Постановка целей урока.


Ф: Определим, что вам нужно знать и уметь для решения этого вопроса. В целях уроках недостает нужных слов, в кабинете для вас развешены подсказки, выберете из них те которые, вы считаете правильными для их дополнения, они зелёного света (слова подсказки)

Слайд 4

Дети формулируют цели на доске.

  1. Актуализация знаний.

Задание №2.


Б: В биологии мы уже знакомились со строением зрительного анализатора, немного вспомним этот материал: работа в группах по карточкам (слайд 5, 6 с правильными ответами)

Основываясь на знании анатомического строения глаза, назовите, какие части зрительного анализатора могут принимать участие в осуществлении оптической функции глаза?

Учитывая ваши ответы — тема сегодняшнего урока полностью будет звучать так: глаз человека – оптическая система.(слайд 7)

Только что мы повторили строение глаза.

Дети работают в парах по карточкам, после проверяют выполнение работы, основываясь на правильные ответы на слайде.

Результаты в оценочную таблицу.




Хрусталик, стекловидное тело.



Открывается остальная часть темы.

  1. Изучение нового материала с опорой на биологические понятия.







  1. Актуализация знаний из биологии






























  1. Практическое задание





























  1. Физминутка


























Решение проблемной ситуации






Заключение






Рефлексия

Оценки



Домашнее задание.

Ф: Переходим к изучению новой темы.

Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик?

Совершенно верно. В оптике линзы различают по форме и по виду.

Вашему вниманию предлагается видеообъяснение, по окончании которого вы заполняете таблицу — задание №3.

Слайд № 8


Б: Давайте вспомним особенности функционирования глаза.

Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело – это собирающая линза, то оптическая система глаза даёт перевёрнутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевёрнутым.

А что позволяет видеть предметы неперевёрнутыми? Давайте вернемся к нашим подсказкам синего цвета.

слайд №9




Б: кроме того, мы не всегда хорошо можем различать предметы на разных расстояниях. Все ли из вас достаточно легко смогли прочесть предлагаемые подсказки?


Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

Как называется процесс, при котором происходит регуляция кривизны хрусталика?


Правильно.



Ф: Предлагаем провести небольшое практическое задание.

У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук, это мышцы изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется, примерно вот так… (учитель просит поднять руки и показать слегка сжатый хрусталик). Теперь представьте, что вы будете читать или смотреть телевизор, либо работать за компьютером, т.е. долго смотреть на близкорасположенные предметы. Мышцы должны сжимать хрусталик. Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут в сжатом состоянии?

Верно, руки устают. Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы?

В итоге глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность изменять свою кривизну, нарушается процесс аккомодации.

Но их можно укреплять и тренировать. Для этого есть специальные упражнения, которые мы выполним.

Внимание на экран слайд 10

Б: Существующие отклонения в аккомодации, разделяют на близорукость и дальнозоркость. Как будет видеть человек с такими отклонениями?

(слайд 11) проверяем правильность суждений.

Ф: В нашем классе есть дети, у которых существуют такие проблемы со зрением.

Какой вид нарушения зрения выявили у тебя врачи: дальнозоркость или близорукость?

Определим, какой вид линз можно использовать в очках для близоруких людей?

Для дальнозорких глаз?


Как внешне отличить эти линзы?





Б: предлагаем вернуться к ситуации в начале урока, на которую вы не смогли ответить однозначно. Как теперь вы решите данную ситуацию, и ответите на поставленный вопрос?

Слайд 12


Ф: Теперь полученными знаниями и умениями вы сможете воспользоваться на практике. Каким образом?


Смогли мы достичь поставленных целей?



А насколько продуктивно вы сегодня поработали, нам покажет оценочная таблица. Посчитайте количество балов за урок и озвучьте результат.

А пока поработайте с табличкой « для меня сегодняшний урок…» заполните ее, и оставьте на столах. Итоги будут учтены при изучении следующей темы.

Пока вы работаете, мы подведем итоги оценочной таблицы. (объявление оценок).


Стр. 161-163








Линзу




Смотрят видеоролик и слушают объяснения учителя.

Заполняют таблицу по ходу объяснений.

Проверяем правильность заполнения карточки.









Ответы учащихся: нормальное, а не перевёрнутое видение предметов обусловлено их повторным переворачиванием в корковом отделе зрительного анализатора.


Да, нет, потому что…






Аккомодация











Учащиеся выполняют указания учителя.

















Мышцы рук начинают уставать.


Очень сильно.














Дети отвечают




Близорукость.



Вогнутая, рассеивающая


Собирающая, выпуклая.

Вогнутые линзы толще по краям, а выпуклые – в центральной части.



При близорукости используются линзы толще по краям, при дальнозоркости – в центральной части.

если линзы вогнутые — очки для близоруких. Если линзы выпуклые — очки для дальнозорких.

Дети отвечают



Да





Работают с табличкой по рефлексии















Свежие документы:  Групповой урок в 7 классе по теме «Физические величины»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: