Конспект урока для 1 класса «Звуки [ с᾽] ,[ с ]. Согласная строчная буква с»

Урок обучения грамоте . 1 класс.
«Звуки [ с᾽] ,[ с ] . Согласная строчная буква с.
Цели урока: познакомить с новыми согласными звуками [ с᾽] ,[ с ] и буквами С, с.

Задачи: упражнять в чтении слов с новой буквой; формировать навык сознательного чтения; обогащать словарный запас учащихся и кругозор; развивать фонематический слух; учить писать буквы С, с ; развивать мелкую моторику рук; развивать мышление. 

Оборудование: учебник «Букварь», пропись №3, картинки с изображениями животных, картонные зонтики красного и сине-зелёного цвета, цветные круги для рефлексии. 

I. Организационный момент. 
«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1. На доске неоформленная схема-человечек.

— Посмотрите, с чем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? ( Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.)

— Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву.)


2.Выделение звуков [с᾽], [с]. Проведение игры «Доскажи словечко» .

— Какой звук будем «открывать» узнаете, когда отгадаете загадки.

(Учитель читает загадки, дети отгадывают, предметные картинки с отгадками прикрепляет на доску).

  • Верещунья — белобока,  а зовут её … (сорока)

  • Больше всех на суше он,

Очень, очень, добрый… (слон)

* Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

— Чем похожи эти слова? (Они начинаются со звука с).

3. Подведение к формулированию темы.

— Проживает ли буква, обозначающая такой звук в нашем «городе букв»?

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Чему вы должны научиться?

-Узнать всё про новый звук, новую букву.

-Научиться читать слоги и слова с буквой с.

-Научиться писать новую букву с.

III. Выдвижение версий. Актуализация знаний.

-В каком районе будет проживать этот звук? (В районе согласных.)

-Какой он, звонкий или глухой? (Этот звук глухой.)

-В какой цвет закрасим шапочку звуковика? (Чёрный.)

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? ( Послушать, как он звучит в словах.)

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах.

IV. Поиск решения проблемы — открытие нового знания.

1. Определение места звука в словах, работа в группах.

— Возьмите картинки из конверта .

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [с] стоит в начале слова;

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова;

3 группа – в названии которых этот звук стоит в середине слова.

2.Составление звуковых схем, работа в группах.

Дети составляют звуковые схемы выбранных слов.

— Дайте характеристику нового звука. (Звук [с] согласный, глухой, твёрдо звучал.)

3. Побуждающий диалог.

-Послушайте слова, а самые внимательные запомнят все слова и скажут, как звук [с] произносится, твёрдо или мягко?

— Сито, карась, кассета, синий. ( В этих словах звук [с᾽] мягко звучал.)

4. Подведение к формулированию вывода.

— Сделайте вывод. Дайте характеристику звукам [с᾽], [с].

(Дети закрашивают ножки звуковика одну синим цветом, другую зелёным.)

5.Знакомство с буквой.

— А какой значок нам поможет увидеть звуки [ с᾽ ] ,[ с ] ?

-Звуки [ с᾽ ] ,[ с ] обозначаются буквой с.

6.Что напоминает вам эта буква? Игра «Вообразилия».

Словно « С» повис над клёном

Серп луны на небе тёмном.

Шёл конь, подковами звеня,

Как буква «С» следы коня.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

7.Игра « Зонтики».

-Под какой зонтик отправить букву с? Почему?

( Под сине-зелёный зонтик. Звук согласный.)

-Для каких звуков красный зонтик? (Для гласных.)

-Расположите буквы: а, о, у, и, н, р, т, ы, п ,г, к под зонтиками.

8. Игра – физминутка.

-Если слышите звуки [ с᾽ ] ,[ с ] в словах – то поднимите руки вверх.

-Если нет этих звуков – то опустите руки вниз.

Учитель произносит слова .

Сом, щётка, зайка, собака, шум, стол, зубы, сядь, цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий, сон, щавель, поднос, закат, капуста, лиса.

9.Закрепление зрительного образа буквы. Работа в прописи .


— Вспомните правила посадки при письме.

Сидеть прямо, тетрадь с наклоном.

-Перед началом письма сделаем пальчиковую гимнастику.

-Сравните письменную и печатную буквы «С». (Они очень похожи)

Показ написания буквы с: буква должна быть округлой – половинка овала.

— А теперь поиграем в игру «Найди букву с в рисунках» (работа в прописи)

Письмо учащимися буквы «с».

10.Развитие фонематического восприятия(хоровое чтение).

а) воспроизведение слоговых рядов:

са – со – су – сы                    сы – са – со – су                ста – сто – сты — сту

ас – ос – ус – ыс                   ус – ыс – ас – ос                аст – ост – уст – ыст

11. Чтение столбиков слов. (« Букварь» с.60)

Чтение столбиков слов, выяснение в каких словах есть одинаковая часть.

Повторение что такое корень слова.

12.Работа с текстом «Сорока».


Рассматривание иллюстрации. 
Прогнозирование текста.- Предположите, о чём будете читать? 

Чтение вслух по абзацам. 
Работа по содержанию.

-Давайте вернёмся к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? 
Работа с ключевыми словами: (белобока, пёрышки, нарядная, подвижная, суетиться, воровка, и т. д.) 


Беседа после чтения. 
— Выразите своё отношение к сороке. Соотнесите текст с иллюстрацией.

-Одинаково, или по разному, изобразил сороку писатель и художник? 
— Кому захотелось прочитать другие книги этого писателя? 


VI. Итог урока.


— С какими новыми звуками познакомились? Расскажите о них? 
— Как называется буква, которая обозначает эти звуки?

— Молодцы! Спасибо за работу!

— Отметьте свою работу на уроке, с помощью цветных карандашей. 


Красный кружок — всё было понятным, работой доволен. 
Зелёный кружок – понял, но хотел бы ещё поупражняться
Синий кружок – было не интересно. 

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Письмо ветерану"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: