Районный семинар
Классный час
«Семья и семейные ценности»
в 6 классе
Подготовила Аминова Тохтахан Шабаналиевна
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№16
Цель проведения мероприятия
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
Сплочение классного коллектива.
Задачи:
Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.
Актуальность данной темы
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.
Сценарный ход мероприятия:
Песня
Классный руководитель:
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения) (Слайд – название темы)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем классном часе «Семья и семейные ценности», посвящённый всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям. Посвященный тому, что объединяет нас друг с другом.
У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в ней мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. (слайд-семьи)
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Классный руководитель: Семья — это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. (слайд-праздники) Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.
Беседа с учащимися (Слайд)
(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).
Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского. ( слайд)
— Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
Ребята, а кто может мне ответить: ( слайд)
— Что такое семья?
Ученики: дети высказывают мнения
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой ( слайд)
«Семья – группа живущих вместе близких родственников».
Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Учитель: Ребята, перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова — характеристики.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней — силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку.
— Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Учитель: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?
Учитель: Ребята, а что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»? В группах запишите на листочках свои мысли, что вы подразумеваете под словом «ценности».
(Идет работа в группах, учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений )
Вывод: (слайд) Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое из словаря Ожегова:
— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
— значимость, польза, полезность
Учитель: Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
— Они тоже бывают самыми разнообразными (Слайд)
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды…
Учитель: Давайте с вами попробуем ответить на вопрос
Что же такое семейные ценности? (слайд)
Учитель ( слайд) Дети, выберите, пожалуйста, из данного списка, понятия, которые, по-вашему мнению, можно связать с семьей.
Вывод: Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Учитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Дорогие ребята, я вам предлагаю закончить пословицы о семье. ( слайд)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
Учитель : Ребята, а кто еще знает пословицы о семье? ( Ответы детей)
Какие же вы молодцы, конечно же на эту тему сложено много пословиц и всех их не перечислить.
Физминутка (Слайд)
Вы все , наверное, любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
— Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
— У кого есть сестра или сестренка помашите над головой правой рукой
— Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
— У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
— Хлопните те, кто очень любит свою семью
Учитель: Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками. Это они вселяют в нас уверенность в том, что какая бы ни была в жизни непогода, – главное, чтоб рядом было надежное плечо, было бы кому посочувствовать, поддержать словами утешения. Каждый народ, каждая нация имеет свои прекрасные традиции, всех их не перечислить. Но прежде я бы хотела узнать у вас, ребята, что же такое семейные традиции? (Ответы детей). (Слайд)
(Примерные ответы детей) Семейные традиции — это обычные, принятые в семье нормы, манера поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Учитель: Традиция в переводе от латинского означает « передача». (Слайд) значение
Слайд
Учитель: Ребята, а теперь давайте свами вспомним какими традициями славятся ваши семьи ( ответы детей)
Учитель: Но есть традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи.(Слайд)
Это такие традиции, как
Узнавать о свои предках, составлять родословную
Уважительное отношение к старшим
Проведение свободного времени и отпусков
Семейные праздники, застолья
Создание новой семьи
Собирать и хранить фотографии
Учитель: Ребята, вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом», Скажите с какой традицией она связана? Как вы думаете, почему наш классный альбом здесь?
Учитель: Ребята, а кто может поделиться традициями своей семьи?
Вывод: Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их.
Учитель: Но в семье как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
Я вам предлагаю поиграть ( Слайд- стихи)
Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом)
Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». ( слайд)
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка). (Раздать символ семьи – памятки-Ромашки)
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?
(о матрёшке)
6. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
6. Рефлексия
(слайд)
Заключительное слово учителя
Сегодня мы поговорили о семье, семейных ценностях.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной – покажет время. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
Учитель: Уважаемые гости! Так как вы все являетесь родителями мы бы хотели вам подарить буклеты, а ребятам памятки.
Закончить разговор мне хотелось бы стихотворением:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда-
Семья-это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
8