Индивидуальное учебно-тематическое планирование
2011/2012 учебный год
Предмет Литература 9 класс
1. Соответствие программе
1) Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе В.Я. Коровиной и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 8 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
— материалы i-Класса «Литература. 9 класс»,
— материалы учебника «Литература. 9 класс», под В.Я. Коровиной и др.,
— индивидуальные разработки учителя,
— наглядный материал (схемы, таблицы),
— ЦОРы,
— материалы литературоведческих сайтов.
2. Количество часов в неделю
1) Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 1 часа в неделю (12 очно, 12 дистанционно). Всего 34 часа.
Индивидуализация планирования связана:
— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
— со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничения и пр.),
— со спецификой работы на уроке,
— высокой мотивацией к изучению предмета.
3. Особенности ИУТП
1) в конце 8-го класса ученик был условно аттестован, поэтому ИУТП начинается с контрольной работы за курс 8-го класса,
2) некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и анализ контрольных работ,
3) результаты итоговых письменных работ за курс 8 класса показали, что программа усвоена удовлетворительно. Входное тестирование за курс 8 класса выявило пробелы в усвоении некоторых тем предыдущего года обучения. В связи с перечисленным выше требуется систематическое дополнительное повторение следующих тем:
— литературоведческие термины и понятия,
— биографические сведения писателей и поэтов,
—анализ художественного произведения.
4) ИУТП составлено только на весь год.
4. Виды деятельности
1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный ответ,
— письменный ответ,
— пересказ,
— составление/заполнение таблицы,
— составление плана,
— работа по алгоритму,
— подбор/поиск примеров,
— наблюдение,
— сравнительный анализ,
— поисковая работа,
— выразительное чтение наизусть,
— художественный пересказ,
— конспектирование.
5. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— опрос
— устный ответ
— письменный ответ
— тестирование
— самостоятельная работа
6. Основные сложности
— отсутствие систематических знаний,
— несформированность навыков самостоятельной работы,
— затруднения при выполнении домашних работ,
— неумение устанавливать причинно-следственные связи,
— неумение строить развернутый устный/письменный ответ на вопрос,
— слабые навыки устной монологической / письменной речи,
— неумение пересказать лингвистический / художественный текст устно / письменно,
— ограниченность словарного запаса,
— неправильное употребление слов и фразеологизмов,
— неумение создавать тексты разных типов и стилей (указать, каких именно) с использованием соответствующих языковых средств,
— незнание речевого этикета.
7. Зона ближайшего развития
Сформировать навык работы по алгоритму, навык чтения и составления таблиц, навык самостоятельной работы, работать над систематизацией ранее изученного.
8. Корректировка ИУТП
1) Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученика будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях ( конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года (на подготовку будут использованы резервные часы).
2) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
3) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Тема урока | Основное содержание урока | Основные термины и понятия | Формы контроля усвоения нового материала | Домашнее задание | |
1. | М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…» | Фонохрестоматия. Беседа, рассказ учителя. Составление конспекта, схем. | Жанро-стилевая реформа, реформа стихосложения, ода | Пересказ вступительной статьи о Ломоносове, выразительное чтение | Учить конспект, читать «Оду на день..»; наизусть отрывок из «Вечернего размышления…» |
2. | Г.Р. Державин. «Памятник» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Мысль о бессмертии поэта. | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-5 стр. 74 | Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие…», индивидуальные сообщения |
3. | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, анализ глав произведения | Изображение российской действительности, критика крепостничества. | Выборочный пересказ, анализ текста | Вопросы и задания стр. 74 |
4. | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Беседа по содержанию повести. | Новые черты русской литературы | Выразительное чтение, анализ текста | Развивайте дар слова стр. 104 |
5. | В.А. Жуковский. «Светлана» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ баллады | Жанр баллады. Особенности поэтического языка | Выразительное чтение, анализ текста | Вопросы и задания стр. 140; индивидуальные задания |
6. | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» | Беседа, составление таблицы, анализ произведения | Особенности композиции комедии | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2, 8-10 стр.164 | Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова |
7. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Фонохрестоматия. Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом. | «Век нынешний и век минувший» | Выразительное чтение наизусть, характеристика Фамусова и фамусовского общества | Перечитать 2 действие |
8. | Урок развития речи. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Обучение анализу эпизода драматического произведения. | Преодоление канонов классицизма в комедии | Мини-тест по содержанию всей комедии | Сбор материалов к сочинению |
9. | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. | Лекция, беседа. Презентация. | Лицейская лирика, дружба и друзья в творчестве Пушкина | Вопросы и задания 1-5 стр. 175 | Подобрать стихи петербургского периода |
10. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов. | Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. | Мини-тест по лицейской лирике | Подготовить материал об адресатах любовной лирики |
11. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил» и другие стихи | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов. Сообщения учащихся. | Любовь как гармония душ в интимной лирике. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 стр. 188 | Наизусть любое стихотворение |
12. | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Фонохрестоматия. Знакомство с историей создания. Лекция. Работа с учебником и текстом романа. | Замысел и композиция. Сюжет, жанр романа в стихах. Система образов. | Конспект лекции | Чтение романа; прочитать статью о реализме в учебнике |
13. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Фонохрестоматия. Работа над характеристикой героев. | Трагические итоги жизненного пути. | Сравнительная характеристика Онегина и Ленского, вопросы и задания 1-3, 7, 12-13 стр. 247-248 | Наизусть отрывки из писем Онегина или Татьяны; чтение романа |
14. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. Работа с учебником стр.226-232 | Онегин – проблемный герой, герой времени, лишний человек. | Вопросы и задания стр. 248-249 | Найти эпизоды в тексте, связанные с образом повествователя |
15. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Работа с текстом романа. Работа с учебником стр. 236-237 | Образ повествователя Образ автора. | Характеристика образа автора | Вопрос 10 стр. 248 |
16. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Молитва», «Парус» | Фонохрестоматия. Слово о писателе. Сообщения учащихся. Презентация. | Мотивы вольности и одиночества. Романтический герой. | Сообщения, вопросы и задания 1-3 стр. 252, 4, 13, 16 стр. 287 | Наизусть на выбор одно из стихотворений |
17. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Есть речи…» | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником. | Судьба поэта в обществе и в мире | Выразительное чтение наизусть, анализ текста | Наизусть на выбор одно из стихотворений |
18. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. | Лекция. Беседа. Выборочный пересказ главы «Бэла» | Фабула. Сюжет. Композиция романа. Обзор содержания. | Конспект лекции | Чтение главы «Максим Максимыч» |
19. | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. | Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Изображение характера Печорина | Выразительное чтение записей Печорина, выборочный пересказ | Проследить отношения героя с другими мужскими образами |
20. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Анализ текста. | Любовь в жизни Печорина. | Характеристика женских образов романа, анализ записей Печорина, вопросы и задания | Чтение стр. 297-298 учебника |
21. | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе…», «Миргород» | Беседа. Сообщения учащихся. Работа с учебником. Презентация. | Проблематика и поэтика первых сборников. | Сообщения, пересказ вступительной статьи о Гоголе, вопросы и задания стр.323 | Чтение поэмы «Мертвые души» |
22. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Беседа. Работа с текстом. Составление биографии героя с цитированием | Эволюция героя в замысле поэмы | Вопросы и задания стр. 366 | Характеристика других героев по плану |
23. | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. | Беседа. Работа с текстом. | Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического. | Вопросы и задания | Подготовка к зачету |
24. | Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Бедные люди» | Слово учителя о писателе. Конспект. Беседа. Презентация. | Тип «петербургского мечтателя» в повести. | Выборочный пересказ, характеристика героев | Составить рассказ «Мое представление о герое повести» |
25. | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» | Беседа. Работа в группах. Работа с текстом. | Черты внутреннего мира главного героя. | Анализ эпизодов произведения | Дочитать роман |
26. | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. «Смерть чиновника» | Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Презентация. | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. | Сообщения, конспект лекции, выборочный пересказ, инсценированное чтение | Читать рассказ «Тоска» |
27. | И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи» | Слово учителя о писателе, беседа, конспект. Анализ рассказа. Презентация. | Новелла. История любви Надежды и Николая Алексеевича | Конспект лекции, сообщения. Вопросы и задания стр. 59-60 | Вопросы и задания стр. 59-60 |
28. | М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. «Собачье сердце» | Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. | Социально-философская сатира на современное общество | Конспект лекции, вопросы и задания 1-6 стр. 117-118 | Ответить письменно на вопросы |
29. | М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Судьба человека» | Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Презентация. | Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова. | Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания | Вопросы и задания стр. 193 |
30. | А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Матренин двор» | Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Анализ 1 главы. | Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Конспект лекции. Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста | Пересказ 2 главы |
31. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. | Фонохрестоматия. Выразительное чтение наизусть, анализ стихов. | Народно-песенная основа лирики Есенина | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания стр.96 | Вопросы и задания стр.95-96 Индивидуальные задания
|
32. | А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов. Презентация. | Интонация и стиль стихотворений | Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания стр. 230 | Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся |
33. | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Фонохрестоматия. Беседа. | Романс и песня. | Анализ текстов, вопросы и задания | Подготовка к зачету |
34. | Зачетное занятие по русской литературе 20 века. | Письменные контрольные вопросы | Все изученные термины и понятия по произведениям 20 века | Контрольная работа |
|