Конспект урока на тему «Основные этапы жизни на земле»

Конспект урока на тему «Основные этапы жизни на земле.

Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.

  2. Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?

  3. В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?

  1. Изучение нового материала.



Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.

  1. Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.

  2. Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.

  3. Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.

  1. Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.

  2. Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)

  3. Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.

Возник процесс фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.

  1. С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.

  2. В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.

Игра – дискуссия.

Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.

Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.

Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.

Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.

Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».

  1. Закрепление изученного материала.



Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:

  1. Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)

  2. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)

  3. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)

  4. Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)

  5. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)

Домашнее задание: п.8.4.



Свежие документы:  урок на тему "Сборка столярного угольника" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: