Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему «Потребности человека»
Цели урока:
образовательные – развитие познавательных способностей, знакомство с понятием «потребности».
развивающие – формирование представления о потребностях человека как об источнике его
активности, самовыражении.
воспитательные – формирование нравственных качеств, уважительного отношения к труду.
Тип урока – изучение новой темы.
Методические приемы — создание проблемной ситуации, приемы технологии развития критического мышления (синквейн).
Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.
Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
раздаточный материал с заданиями для учащихся.
План урока:
1. Что такое потребности?
Какие бывают потребности?
«Вечны» ли потребности?
Ложные потребности.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Структура и ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Номер слайда | Время | |
1. | Организационный момент | Приветствие.
| Приветствие учителя.
|
| 1 мин |
.
3.
4
5
6
7
| Мотивация учащихся. Определение темы и целей урока.
Получение новых знаний
Закрепление и обобщение изученного
Рефлексия
Домашнее задание
Оценивание | Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.
Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Вопрос: какие у вас (нас) есть потребности? Назовите пожалуйста потребности, я записываю на доске. Что мы видим? Потребностей у человека много, я могу продолжить (посещение театров, храма, чтение книг и т.д). Тогда вопрос: что про эти потребности можно сказать? Как их сгруппировать (классифицировать)? Что мы на сегодняшнем урок узнаем? Учитель обобщает цель и тему урока, названную детьми (что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать. Теперь нужно классифицировать потребности, (эти примеры) используя учебник (стр. 55-56). Свою схему начертит на доске (ученик). Сверяем свою работу с его (ее) работой.
Вывод: Биологическиепотребности нужны человеку, чтобы жить. Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются? Вывод: отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей, организуядеятельность (занимается земледелием, готовит пищу, шьет одежду, работает, получает заработную плату, чтобы иметь возможность приобретать необходимое и т.д.) Потребности человека меняются с возрастом. А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы. Вопрос: Как меняются человеческие потребности? Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники! Потребности и возможности. Вопрос: Труд – это потребность или необходимость? Итак, мы выяснили, что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие? Без каких потребностей прожить можно, но трудно? Выберите верные суждения о потребностях человека: «На уроке я…» «Мне стало известно…» «Я понял, что ….» «Хочу добавить ….»
В тетради написать небольшое рассуждение на тему «Как влияют потребности человека на развитие общества».
| Ответы на вопрос, рассуждения учащихся.
Учащиеся называют потребности (например: питание, одежда, телефон, общение с друзьями, интернет и т.д)
Учащиеся предлагают свои ответы
Учащиеся ставят цели урока.
Учащиеся предлагают определение понятия «потребности», записывают в тетрадь определение «Потребности человека – это …» Самостоятельная работа (составление схемы «Потребности человека»)
Ученик чертит схему, класс сверяет, если есть другие варианты или схема неверная, обговаривается фронтально.
Учащиеся высказывают свои предположения
Ответы учащихся.
Рассуждения учащихся.
Ответы учащихся: воздух, вода, еда и т.д.
( телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)
(алкоголь, наркотики, курение)
Ответы учащихся.
Учащиеся выбирают, свой выбор объясняют
Выбирают и устно заканчивают предложения.
Записывают в дневнике или в тетради тему рассуждения.
Ребята оценивают работу одноклассников |
Сл 1
Сл 2
Сл 3
Сл 4
Сл 5
Сл 6
Сл 7
Сл 8
Сл 9
Сл 10
Сл 11
Сл 12
Сл 13
Сл 14
| 3 мин
4 мин
3 мин
2 мин
1 мин
2 мин
4 мин
3 мин
1 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
5 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
|
Приложение 1.
Игра:
(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).
1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) — социальные
2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные
3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) — духовные
4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные
5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические
6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные
7.Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные
Использованные материалы и литература:
Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.