Конспект урока биологии для 6 класса «Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы»

Биология 6 класс

Поурочный план № 38

Тема: Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.

Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»

Цель урока: охарактеризовать отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение голосеменных.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами; умение сравнивать развивать понятия об особенностях строения высших голосеменных растений, их многообразием;

Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала в виде игры — кругосветки

Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, индивидуальные тетради для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки, ПК, гербарии споровых растений, листы учета выполнения заданий, конверты с заданиями, таблички со станциями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Настрой

Встаньте все красиво

С гостями поздоровайтесь учтиво

Тихо сядьте, спины прямо

Все легонечко вздохнем

И работать мы начнем.


Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок в виде игры-кругосветки. Вы будете работать на 5 станциях.

На 4-х станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» и «Терминологическая» вы должны показать свои знания и умения по теме «Споровые растения», которые будут оцениваться как опрос домашнего задания.

На станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» вы будете работать в группе, а на станции «Терминологическая» — индивидуально. Причём на станции «Терминологическая» задания дифференцированные, вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте — 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном — 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом — 1 уровень сложности (на оценку «3»).

Время работы на каждой из 4-х станции — 5 минут. Я подаю сигнал, по которому вы прекращаете работу и переходите на соседнюю станцию (по ходу часовой стрелки). Работа на станциях начинается каждый раз по команде учителя: «Приступить к работе».

Прошу в листы учёта знаний вписать свои фамилии.

Участие в работе оценивается в баллах от 1 до 5.

участника

Фамилия,

Имя

участника

станции



итого

Морфологическая

Система-

тическая

Термино-

логическая

Практи-

ческая

Знаешь

ли ты?



































А на 5-ой станции «Морфологическая» будете работать по изучению нового материала. (все группы одновременно будут выполнять индивидуальные задания)

Желаю удачи. «Приступить к работе».
2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

1. работа в группах — по станциям

Станция « Систематическая »

На станции представлены:1) гербарии семенных растений; 2) муляж гриба трутовика; 3) белый мох — гербарий; 4) гербарий водоросли; 5) задание.

Задания:

1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения. 2. Определите названия данных растений.

3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое споровое растение.


Станция « Знаешь ли ты? »

На станции представлена разрезанная схема размножения папоротника.

Задание:

1. На листе учета выполнения заданий составьте цикл развития папоротника.

2. Назовите этапы развития папоротника. (по цифрам составьте схему размножения папоротника)

3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?


Станция «Практическая»

На станции находится: 1) водоросль ламинария, мох сфагнум, папоротник, плаун, торф и хвощ.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса на тему «Класс млекопитающие»

Задание: Вы решили заняться бизнесом — открыть свой ресторан. Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд. Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?

Задание: Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу? Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке?

Задание: Что из предложенного вам формируется из отмирающих частей растения без доступа кислорода? Как он используется человеком?

Задание: Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты? Объясните почему.

Станция « Терминологическая »

На станции представлены 3 конверта с заданиями. Вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте — 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном — 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом — 1 уровень сложности (на оценку «3»).

Задания в красном конверте:

I вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

г…метофит –…………………………………………..

р…зоиды –……………………………………………..

тал…ом –……………………………………………….

п…гмент –………………………………………………

хр…матофор –…………………………………………


II вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

г…мета –……………………………………………….

п…гмент –………………………………………………

зар…сток -……………………………………………..


III вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

опл…дотворение –……………………………………

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

з…гота –……………………………………………….

зар…сток -……………………………………………..

Задания в зелёном конверте:

I вариант

Дайте определение:

Гамета –………………………………………………

Ризоиды –…………………………………………….

Спорофит –……………………………………………

Таллом –……………………………………………..

Хлорофилл -………………………………………….

II вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Пигмент –……………………………………………

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

III вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

Оплодотворение –……………………………………

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Задания в жёлтом конверте:

I вариант

Найди соответствие:

гамета

Половая клетка

спорофит

Бесполое поколение растения

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

гаметофит

Половое поколение растения

ризоиды

Выросты тела, служащие для прикрепления



II вариант

Найди соответствие:

хлорофилл

Зелёный пигмент

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

антеридий

мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка



III вариант

Найди соответствие:

архегоний

женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки

пигмент

Красящее вещество

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

3.Актуализация знаний.

Хвойные в искусстве (Рассказ учителя с использованием репродукций картин И.И.Шишкина)

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,»царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Всем известна детская загадка:

Зимой и летом одним цветом? (ель), (можно назвать и сосну, и кедр..)

Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)

Эти растения относятся к отделу голосеменных растений, характеризуются тем, что образуют семена, как и покрытосеменные растения.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Кислород»

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Голосеменными эти растения называют потому, что их семена развиваются не в плодах как у покрытосеменных растений, а лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Наиболее знакомые, важные и многочисленные голосеменные – это хвойные растения.

4.Объяснение нового материала

1.Многообразие голосеменных растений.

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки.

Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго — это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Класс Хвойные ( каждая группа дает характеристику представителям класса)

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят — 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта — имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Сосна Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5).

2. Общие признаки голосеменных растений.

По изученным признакам представителей голосеменных составить кластер. ( вписать признаки голосеменных на доске)

Кластер



строение

представители



голосеменные







Особенности хвоинок

значение





Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали.

  1. Органы — лист, стебель, корень.

  2. Лист – хвоинка.

  3. Шишка – видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью – семян.

3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели в результате выполнения лабораторной работы. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.

На партах у учащихся тетради для лабораторных работ.

Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»

Цель: изучить внешнее строение сосны и ели, выявить особенности их строения.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, линейка.

Ход работы — (в тетрадях для лабораторных работ)

4. Физкультминутка

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на носочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )



Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

5. Закрепление материала

1. Работа с учебником § 21

2.Какие утверждения верны?

Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег –

шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья,

получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

5.Подведение итогов урока

анкета для рефлексии:

Выскажи своё мнение

Фамилия, имя _________________________________________________________________

1. Назовите станцию(ии) на которой(ых) вам больше всего понравилось работать _______ _____________________________________________________________________________

2. Назовите станцию(ии), работа на которой(ых) была трудной для вас ________________

__________________________________________________________________________

3. Какие задания (не предложенные на станциях) вы хотели бы выполнить? __________________________________________________________________________________

Спасибо!!!

6. Домашнее задание: § 21; заполнить таблицу из учебника стр. 70;

подготовить сообщения о представителях голосеменных растений.

Решение творческих биологических задач.

Задача 1

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача 2

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача 3

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: