Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Зубко Любовь Николаевна
Митрофановка
2012
ТЕМА: Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубление представления о жизни, творчестве, общественной деятельности Д.С. Лихачёва.
2. Приобщение учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».
3. Постижение тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, о достоинстве и принципиальности и т.д.
ХОД УРОКА.
I. Д.С. Лихачёв- академик, педагог, общественный деятель.
Сообщение ученика о Д.С. Лихачёве по презентации.
При изучении какого произведения вы встречались с именем Д.С. Лихачёва?
Сообщение ученика о знакомстве с именем академика при изучении «Слова о полку Игореве».
(перевод «Слова», критические статьи).
Материал в помощь учителю.
Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачёв в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ, тема «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962 г.), затем в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI – XIII в.в.» (1972 г.) и наконец в обобщающей работе «Слово о полку Игореве и эстетические представления его времени» (1976 г.). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 г.).
Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвящённые полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности» (1962 г.).
Большой вклад внёс Д.С. Лихачёв в создание шеститомного «Словаря – справочника» «Слова о полку Игореве» (1965-1984 г.), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.
II. Сегодня мы продолжаем разговор о Д.С. Лихачёве и его книге «Раздумья», в которой известный учёный вновь обращается к молодёжи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов. Эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» — издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.
Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра».
Почему, по-вашему, именно добро ставит Лихачёв на первое место. И какова роль каждого человека в формировании сферы добра.
III. Никто не сможет рассказать о человеке так интересно, правдиво, полно, как он сам. Одна из глав книги называется «Я вспоминаю…».
Сообщения I группы учащихся.
«Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».
Один из способов узнать человека- «прислушаться к тому, как он говорит», — так говорит Д.С. Лихачёв о нашем родном языке в главе «Русский язык».
Согласны ли вы с мнением автора.
Как вы понимаете совет Лихачёва «Старайтесь не говорить вычурно»?
IV. Коллективная работа с главой «Будьте осторожны со словами».
V. Нельзя не остановиться еще на одной проблеме, о которой пишет Д.С. Лихачёв.
Эта проблема нравственность,
нравственное достоинство народа.
Этот вопрос надо изучать, обсуждать. Как над этим размышляет академик?
Сообщения учащихся по главе «И ветви, и корни…».
VI. «Пути оставленные нам».
Группа III работала над главой «Пути, оставленные нам».
Они освещали следующие вопросы по тексту статей:
— Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней?
— Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы?
— Нужны ли знания для восприятия искусства и почему?
— Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи?
Глава «Дано судьбой».
Группа IV отвечает на вопросы:
В чём смысл жизни по Лихачёву?
Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»?
— Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»?
VIII. Два ученика работали с материалом биографии Лихачёва и приготовили датированную справку знаменательных дат из жизни Д.С. Лихачёва (проецируется на экран).
Материал в помощь учителю.
Год окончания Ленинградского государственного университета. Арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». | |
1935 г. — | Женитьба на Зинаиде Александровне Макаровой. |
1937 г. — | Рождение дочерей Лизы и Веры. |
1947 г. — | Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук. |
1952 г. — | Присуждена Государственная премия СССР. |
1970 г. — | Избран действительным членом Академии наук СССР. |
1984 г. — | Имя Лихачёва присвоено планете, открытой астрономами. |
1986 г. — | Присвоено звание Героя Социалистического Труда. |
1993 г.- | Награждён Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук. |
30 сентября 1999 г. — | Дмитрий Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово. |
Вывод учащихся:
Мы, конечно, не назвали все даты и события из жизни Лихачёва. Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва- это достояние международной общественности. Его труды, известные всем славистам мира, переведены на иностранные языки. Он представительствовал на многих международных встречах самого высокого уровня, он был принят и понятен для стран Западной Европы, Америки, Японии.
Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва!
А сколько наград!…
Материал в помощь учителю.
(Проецируются на экране награды Д.С. Лихачёва или называются самые значимые).
Медаль «За оборону Ленинграда». | |
1946 г. — | Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». |
1952 г. — | Государственная премия СССР за коллективный научный труд «История культуры Древне Руси. Т.2». |
1954 г. — | Премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы». |
1954 г. — | Медаль «За трудовую доблесть». |
1966 г. — | Орден Трудового Красного знамени за заслуги в развитии советской филологической науки. |
1969 г. — | Государственная премия СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы». |
1975 г. — | Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». |
1975 г. — | Золотая медаль ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы X – XVII в.в.». |
1977 г. — | Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария». |
1977 г. — | Кирилло-Мефодиевская премия (Болгария). |
1981 г. — | Международная премия имени Евфимия Тырновского. |
1985 г. — | Премия имени В.Г. Белинского за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени». |
1986 г. — | Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». |
1986 г. — | Орден Георгия Димитрова (Болгария). |
1986 г. — | Медаль «Ветеран труда». |
1987 г. — | Медаль и премия «Альманаха библиофила». |
1989 г. — | Европейская (1-я) премия за культурную деятельность. |
1989 г. — | Международная литературно-журналистская премия г. Модены (Италия). |
1991 г. — | Премия А.П. Карпинского (Гамбург). |
1993 г. — | Большая Золотая Медаль имени М.В. Ломоносова за достижения в области гуманитарных наук. |
1993 г. — | Государственная премия РФ за серию «Памятники литературы Древней Руси». |
1993 г. — | Орден святого Константина Великого (рыцарский орден). |
1995 г. — | Орден «Мадарски конник» (Болгария). |
1996 г. — | Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени за вклад в развитие русской литературы. |
1996 г. — | Орден «Стара Планина» (Болгария). |
1997 г. — | Премия президента РФ в области литературы и искусства. |
1997 г. — | Премия Международного Литфонда «За честь и достоинство таланта». |
1998 г. — | Орден апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству». |
1998 г. — | Международный серебряный знак «Ласточка мира» (Италия). |
IX. Обобщение учителя.
X. Самыми активными на уроке сегодня были (называются три ученика).
Кто из них лучший Знаток жизни и творчества Лихачёва мы определим сейчас с помощью интеллектуальной игры «Умники и умницы».
(Ученики выбирают себе дорожку и вопросы, спрятанные на стенде за цифровыми фишками (номер выбранной фишки – номер вопроса).
Вопросы проверяют знание содержания книги Д.С. Лихачёва «Раздумья».
В помощь учителю (вопросы к игре).
1. Как называется место «за финской границей», где дачи были относительно дешевы и где жила петербургская интеллигенция- преимущественно аристократическая.
(Куоккала).
2. Что, по Лихачёву, выше практической нужды, хотя по природе своей «непрактическое».
(Добро).
3. Это совсем разные города. Не во всём, конечно, кое в чём они «смотрятся друг в друга». В одном «прозревал другой», а в другом мелькает первый.
(Петербург и Ленинград).
4. В главе «Воспитывающая наука» Лихачёв пишет, что основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества является это.
(Любовь к родному краю, знание его истории).
5. «Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем лучшим старым учителям словесности», « обладал всеми качествами идеального педагога». Назовите хотя бы несколько из этих качеств.
(Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях).
6. Какое одно из самых ценных качеств «даётся судьбой» и развивается искренностью.
(Быть самим собой, или индивидуальность).
7. Главная сфера научных интересов академика Лихачёва.
(Древнерусская литература).
8. Это основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить её, беречь её – это наш нравственный долг.
О чём говорил Лихачёв и перед кем наш долг сохранить и уберечь её.
(Память. Перед потомками).
9. В одной из глав Д.С. Лихачёв очень много говорит о нём, называя его комплексной наукой, близкой к географии, прекрасной школой воспитания гражданственности, открывающей перед нами прошлое, помогающее людям любить и познавать свои родные места, интересоваться историей, искусством, литературой.
(Краеведение).
XI. В завершение урока попробуем разгадать кроссворд, составленный учащимися класса.
с Л о н
и п с ь м о
2.
с м е х
3.
а к а д е м и к
4.
в н у ч к а
В е р а
6.
с о в о л
7.
Как называли лагерь, куда был отправлен осуждённый Лихачёв.
В каком жанре написаны книги, специально адресованные молодому поколению.
Рассуждая о народной сатире 17 века, Лихачёв рассмотрел роль его в общественной жизни того времени.
Лихачёв был действительным членом Академии наук, т.е…
Кто, кроме жены Дмитрия Сергеевича, носил имя «Зина» в семье Лихачёвых.
Какое имя носили мать, дочь, внучка и правнучка Д.С. Лихачёва.
Как называется литературный памятник Древней Руси, которому академик посвятил десятки своих работ.
XII. Подведение итога урока.
«Раздумья» — из тех произведений, сущность и значение которых лучше передать кратко, а той или иной высоты смысла каждый новый читатель должен достичь сам.
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий…» — так начинается книга .
Лихачев знал не понаслышке о сфере добра. Он в значительной мере создал ее сам, добрыми делами, чувствами, воздействиями. И он делится опытом.
«Раздумья» предназначены для молодежи и не только, их основная идея — азы людской нравственности. Никому из нас лихачевкие курсы точно не помешают.
Луков Вл. А. Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2011. — 116 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-94237-040-4
Луков Вл. А. Д. С. Лихачев и его теоретическая история литературы // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 4. — С. 124-134.
Проскурин П. Л. Из дневника писателя, Литературная Россия. 25.11.2005. № 47.