Урок по биологии 6 класс
«Цветок. Строение цветка»
Запольская Елена Николаевна учитель биологии и географии
МБОУ «СОШ №4 г.Мамадыш»
Цели: развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге; изучить особенности строения цветка; формировать умения и навыки по распознаванию и охране цветковых растений.
Оборудование: разборные модели «Цветок вишни», «Цветок картофеля; таблица «Генеративная почка».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Учащимся предлагается решить задачу (технология критического мышления): распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок) согласно схеме:
Органы растения
Вегетативные Генеративный
↓ ↓ ↓ ↓
Учащимся предлагается решить задачу (технология критического мышления): распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок) согласно схеме:
Органы растения
Вегетативные Генеративный
↓ ↓ ↓ ↓
Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным.
Изучение нового материала
Органы цветкового растения
Генеративные органы:
Цветок Плод Семя
Вегетативные органы
Побег Корень
Стебель Лист Почка
Цветок крепится к стеблю растения с помощью цветоножки.
Но бывает, что цветок на имеет цветоножки. Тогда этот цветок называют сидячим.
Все части цветка располагаются на цветоложе.
В тетради мы зарисуем схему, в которой будем записывать части цветка. В середине страницы тетради запишем «Части цветка». В соответствии с появляющейся на слайдах схемой, заносим её в тетрадь.
Все части цветка делятся на две группы, в зависимости от выполняемых функций, околоцветник и главные части цветка.
Околоцветник состоит из чашечки и венчика. Чашечка – это все чашелистики цветка. Венчик – это все лепестки цветка. Но венчики и чашечки разных цветков отличаются друг от друга.
Если у цветка есть и чашечка и венчик, то такой околоцветник называется двойной
Если у цветка отсутствует чашечка, то такой околоцветник называется простой.
Формула цветка: Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч — чашечка,
Л — лепестки,
Т — тычинка,
П — пестик,
1 — неправильный цветок,
— правильный цветок,
— пестичные (женские) цветки,
— тычиночные (мужские) цветки,
— обоеполые цветки,
() — сросшиеся части цветка,
цифры — количество частей цветка,
— число частей цветка больше 12.
Закрепление изученного материала
В заключении учитель предлагает выполнить цифровой диктант (работа по группам). Совместная проверка (разбор ошибок, допущенных учащимися).
Верно или неверно утверждение:
— Я утверждаю, что околоцветник это венчик и чашечка 1
— Я утверждаю, что венчик всегда ярко окрашен 0
— Я утверждаю, что венчик состоит из лепестков 1
— Я утверждаю, что чашечка служит для привлечения насекомых 0
— Я утверждаю, что пестик – это мужская часть цветка 0
— Я утверждаю, что семена и плоды развиваются из рыльца пестика 0
— Я утверждаю, что цветок, имеющий только тычинки, называется тычиночным или мужским 1
Ключ: 1010001
Загадки.
1) Синенький звонок висит, Никогда не звенит. (Колокольчик)
2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются, (Кувшинка)
3) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
4) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Домашнее задание
Прочитать параграф, ответить устно на вопросы.