Конспект урока русского языка
на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Задачи:
обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
существительных трёх склонений;
совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы постараемся обобщить свои знания об имени существительном, узнать, как решить орфографическую задачу в окончаниях имен существительных.
3. Актуализация знаний
— Вспомним, какая часть речи называется именем существительным?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;
— Что называют склонением?
Изменение имен существительных по падежам;
— Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
с помощью рода и окончания.
— Сколько падежей в русском языке?
Шесть
— Назовите их.
— Назовите падежные и смысловые вопросы родительного падежа.
( Кого? Чего? Откуда? Где?)
— С какими предлогами могут употребляться существительные в родительном падеже?
(от, до, из, без, у, для, около, с)
— Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже в 1-м склонении?
(-ы, -и)
— Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже во 2-м склонении?
(-а, -я)
— Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже в 3-м склонении?
(-и)
На какие вопросы отвечает дательный падеж?
(Кому? Чему? Где? Куда?)
— С какими предлогами употребляется?
(к, по)
— Вспомните окончания существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в этом падеже Кто забыл, откройте страницу 94 Вашего учебника.
(1скл.: -е, 2скл.: -у, -ю, 3скл.: -и)
— На какие падежные и смысловые вопросы отвечает винительный падеж?
(Кого? Что? Куда?)
— С какими предлогами употребляются существительные в винительном падеже?
(В, на, за, под, через)
— Каким членом предложения являются существительные в винительном падеже?
(Второстепенным)
— Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в винительном падеже?
— Второго склонения?
— Третьего?
— На какие вопросы отвечает творительный падеж?
(Кем? Чем?. Смысловые: Где? Куда?)
— С какими предлогами употребляется?
(С, за, под, над, между)
— Какую роль выполняет в предложении?
(второстепенный член)
— Какие окончания имеет в 1-м склонении?
(-ой, -ей)
— Какие окончания имеет во 2-м склонении?
(-ом, -ем)
— Какие окончания имеет в 3-м склонении?
(-ю)
На какие падежные и смысловые вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
(О ком? О чём? Где?)
— Назовите предлоги этого падежа.
(о, об, в, во, на, при)
Какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения в предложном падеже?
(-е)
— Второго склонения?
(-е)
— Третьего склонения?
(-и)
4. Работа в тетради
Фронтальная работа над заданиями.
Задание №1
Дательный падеж
Шёл по тропинке, поехал к дедушке
Задание №2
До беседки (1скл., Р. п.) я шел по дорожке (1скл., Д. п.). Охотники прошли по тропинке (1скл., Д. п.) около речки (1 скл., Р. п.) и скрылись в тумане (2скл., П. п.). На болоте (2 скл., П. п.) в воздухе (2 скл., П. п.) пахло сыростью. Мы провели ночь в ущелье (2скл., П. п.)
Задание №3
Р. п. пустыни, ладони, грусти, героя
Д.п. пустыне, ладони, грусти, герою
П. п. пустыне, ладони, грусти, герое
Задание №4
В сетке (1 скл., П. п.), в сети (3 скл., П.п.), без фасоли (3 скл., Р. п.), без фасолинки (1 скл., Р. п.), о капели (3 скл., П. п.), о капельке (1 скл., П. п.), по площади (3скл., Д.п.), по плащадке (1 скл., Д.п.), к двери (3скл., Д.п.), к дверке (1 скл, Д. п.), при дочери (3 скл., П. п.), при дочке (1скл., П. п.)
5. Самостоятельная работа
— Выполните самостоятельно с 5 по 9 задания.
6. Итог урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что мы сегодня делали?