Информация и информационные процессы. 11 класс.
Искусственный интеллект. Экспертные системы.
Цель: учащиеся используют информационные технологии для представления информации, знают понятия «искусственный интеллект, экспертные системы», знают особенности ИИ и ЭС, знают применение ИИ, владеют навыками оценивания, формируют умения взаимодействия в группе.
Учащиеся знают:
понятия «искусственный интеллект, экспертные системы»,
особенности ИИ и ЭС,
применение ИИ.
Учащиеся умеют:
характеризовать ИИ,
определять особенности ИИ,
Учащиеся формируют умения взаимодействовать в группе.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивационный этап.
Выход на новую тему через просмотр объектов и попытку классифицировать их по определённому признаку. Вывешиваются или раздаются картинки с роботами.
Формулирование темы и цели урока.
Современные компьютеры могут безошибочно выполнять миллиарды арифметических операций за секунду, что недосягаемо для человека. Но существуют задачи, с которыми человек справляется лучше, чем компьютер. Это, в частности, принятие сложных решений в сложных ситуациях, использование аналогий, смысловой перевод с одного естественного языка на другой.
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.
И. Гете, «Фауст»
Познавательно-операционный этап.
Работа по группам:
Искусственный интеллект.
Экспертные системы.
Вопросы и ответы по теме.
Задания на соответствие.
Каждая группа готовит постер или презентацию, используя подготовленные ресурсы и Интернет.
Защита постера или презентации. Оценивание стикером работы.
Рефлексивно-оценочный этап.
— Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке?
Выполнение заданий на соответствие. 5вопросов.
Ответы: 1 — В, Д, 2- С, 3 – А
Установи соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Искусственный интеллект | А | способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. |
2 | Экспертная система | В | это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. |
3 | Интеллект | С | это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем. |
|
| Д | раздел информатики, изучающий задачи имитации человеческого мышления. |
На этом же листочке с другой стороны.
Ответь на вопрос: Создание искусственного разума – это благо или гибель для человечества?
Предсказания известного американского учёного Рэймонда Курцвейла. В течение ближайших 20 лет в кровь человека будут внедрены тысячи компьютерных нанороботов. Они будут следить за нашим здоровьем, улучшать производительность и даже смогут создавать резервные копии всего содержимого мозга, как копии компьютерных файлов. Это означает, что роботы смогут сберечь все мысли каждого человека. Курцвейл, в числе прочих открытий, изобрел первую машину для чтения письменного текста для слепых, а в начале 1980-х предсказал появление к середине 1990-х годов всемирной компьютерной сети. Так что к его прогнозам стоит прислушаться.
Домашнее задание.
Проработать вопросы и задания, которые подготовили 4 и 3 группы.
Подготовить дополнительный материал по теме в виде реферата или презентации или видеофрагмента.
Установи соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Искусственный интеллект | А | способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. |
2 | Экспертная система | В | это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. |
3 | Интеллект | С | это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем. |
|
| Д | раздел информатики, изучающий задачи имитации человеческого мышления. |
Установи соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Искусственный интеллект | А | способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. |
2 | Экспертная система | В | это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. |
3 | Интеллект | С | это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем. |
|
| Д | раздел информатики, изучающий задачи имитации человеческого мышления. |
Установи соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Искусственный интеллект | А | способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. |
2 | Экспертная система | В | это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. |
3 | Интеллект | С | это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем. |
|
| Д | раздел информатики, изучающий задачи имитации человеческого мышления. |
Установи соответствие:
Понятие |
| Определение | |
1 | Искусственный интеллект | А | способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. |
2 | Экспертная система | В | это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. |
3 | Интеллект | С | это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем. |
|
| Д | раздел информатики, изучающий задачи имитации человеческого мышления. |
Исследователь из British Telecom Ян Пирсон предлагает нам такой календарь:
2004: первые школьные учителя – искины
2005: 95% людей не могут отличить, кто из их виртуальных друзей – человек
2006: интерактивные игрушки способны на «эмоциональное» общение с детьми
2007: роботы заменяют людей на фабриках
2010: четверть звезд шоу-бизнеса – компьютерные персонажи
2010: роботы-насекомые используются в военных операциях
2011: большую часть программного обеспечение пишут искины
2012: люди используют электронные стимуляторы удовольствия
2012: люди используют импланты как символ положения в обществе
2012: роботы заменяют людей в домашнем хозяйстве и в больницах
2015: технология распознавания мыслей для создания искусственных снов
2015: для искинов создается своя индустрия развлечений
2017: учителя-искины добиваются лучших результатов, чем учителя-люди
2017: роботы, способные к самодиагностике и самовосстановлению
2018: искин получает Нобелевскую Премию
2020: электронные формы жизни получают некоторые права
2025: в развивающихся странах больше роботов, чем людей
2025: люди используют импланты типа «искусственный мозг»
2030: преступникам имплантируют чипы для контроля эмоций
2030: роботы и физически, и умственно превосходят людей; появление терминаторов