Тема урока: «Водоёмы нашего края»
Цель: ознакомить учащихся с водоёмами родного края, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
Задачи:
обучающие – сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края; познакомить с видами водоёмов, уточнить представления о частях реки;
развивающие — развивать познавательный интерес; умение работать с картой; творческие способности;
воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю, личную ответственность за сохранение и приумножение природных богатств родного края;
Оборудование: глобус, физическая карта России, карта Брянской области, компьютер , доска, проектор, кроссворд , презентации детей ,рабочие тетради по окружающему миру.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
У.- Какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?
Д.- Родной край – часть большой страны.
У.- Как называется наш край? Покажите его на карте.
У.- Какой город является областным центром Брянщины?
Д.- Город Брянск.
-У.- Как называется наш посёлок?
Д.- П.г.т. Красная Гора
У.- Какое домашнее задание вы получили к уроку?
Д.- Прочитать статью «Поверхность нашего края».
У. — Проверим домашнее задание работая с тестом самостоятельно по уровням: 1 уровень – задания А1- А4; 2 уровень – В1-В2 ; 3 уровень – С1,С2.
У.- Проверим работу по тестам (уч-ся читают вопрос и правильный ответ, если правильно – возле задания ставите +, неправильно -)
У.- Оцените свою работу.(Дети оценивают себя)
У. — Сегодня мы продолжим путешествие по карте родного края и в конце изучения нашего раздела мы должны будем ответить на вопрос :
«Почему к себе так манит, так зовёт Брянский край ?»
Чем он привлекает нас?
III. Сообщение темы, целей урока
У. — Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода. (слайд 1)
У. — Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?
Д. — О пресных водоёмах. О пресной воде. (Где находится пресная вода?)
Тема урока: (слайд 2) «Водоёмы нашего края».
ΙΙI. Актуализация знаний.
У.- А что такое водоём?
Д.- Водоём-это скопление воды в природе.
IV.Изучение нового материала.
У.- Назовите, какие водоемы вы знаете?
Д.- Пруд, канал, озеро, водохранилище, река, море, океан.
У.- Назовите водоёмы, которые вы видите на экране? (слайд 3)
У. — На какие две группы можно разделить все эти водоёмы. (Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные) ( Слайд 4 )
У.- . Назовите естественные водоёмы?
Д. — Океан, море, река, озеро, родник.
У.- Какие естественные водоёмы есть в нашем крае?
Д. — Река, озеро, родник.
У. — А какие искусственные?
Д. — Пруд, водохранилище.
Работа в рабочей тетради. Откроем тетрадь с.49. Находим тему: «Водоёмы родного края». Читаем 1 вопрос. Запишем в тетрадях естественные и искусственные водоёмы нашего края самостоятельно. Проверим.
Естественные | Искусственные |
| |
У.- Посмотрите на карту Брянской области.
Какие водоёмы вы видите?
Д.- Реки.
У.- В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров.
Почти все реки Брянщины относятся к бассейну Днепра и дальше несут воды в Чёрное море.
Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются, повышают свой уровень. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели. Вскрываются реки ото льда , как правило, в первой половине апреля, замерзают в середине декабря.
У.- Из своих наблюдений какие ещё водоёмы родного края вы назовёте? Д. -Озёра, пруды.
У.- Работаем в тетради с. 50, задание 2. Запишем, какие водоёмы есть в нашем крае.
Д.- Реки, озёра, пруды, водохранилища, родники.
V. Физкультминутка
Мы немного отдохнём, Побежим скоре в речку,
Встанем, глубоко вздохнём, Окунёмся, поплывём.
Руки в стороны, вперёд. Ах, какая благодать!
Мы на пляже, Но и меру надо знать.
Солнце жжёт. Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ
VI. Презентация
— А сейчас мы посмотрим презентацию «Реки Брянщины», которую подготовили ученики нашего класса.
1 ученик. Река Десна.(слайд 5) (Показывают на карте )
Наиболее крупной рекой Брянской области является Десна. (слайд 6) Длина ее 1187 км. Протяженность в пределах области около 500 км. Десна берет начало в Смоленской области около деревни Налеты. Впадает она в Днепр. Плавные воды реки плещутся у стен древнейших городов: Брянска, Трубчевска.
Основные притоки Десны слева : Снопоть, Болва, Снежеть, Ревна, Навля, Нерусса. (слайд 7) (Покажем некоторые из них на карте)
Справа в Десну впадают: Габья, Судость, Снов (слайд 8) (Покажем реку Судость на карте)
2 ученик. Река Ипуть. (слайд 9) (Показывают на карте)
Вторая по величине река области — Ипуть. (слайд 10) Ипуть впадает в реку
Сож около Гомеля. Длина реки 475 км.
Значительных правых притоков у Ипути нет. Слева же она принимает довольно крупный приток: реку Унечу. (Показывают на карте)
У.- А какая река протекает у нас в п. Красная Гора?
Д. — Беседь.
3 ученик. Река Беседь. (слайд 11). (Показывают на карте) Третья по размерам река — Беседь, тоже приток Сожа. (слайд 12) Берет начало в Смоленской области . Протяженность реки 260 км. Беседь имеет густую сеть правых и левых притоков. Среди них – Палуж и Полонка. (Покажем приток Палуж )
У.- В пойме встречается много озер и болот. Берега представляют волнистую равнину, поросшую сосновыми и дубовыми лесами.
Реки Брянщины прекрасны во все времена года и являются украшением земли. Весной их берега в цветущем уборе. Летом утопают в зелени деревьев, кустарников и трав. Осенью берега одеты в золото. Но, кажется, лучше всего они — зимой. Сковавший их лёд, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес.
— Водоёмы — излюбленное место отдыха населения. И вы ребята тоже любите отдыхать на нашей речке.
— В водоёмах водятся разнообразные рыбы. А каких рыб вы знаете, сами ловили ?
Д.- Лещ, щука, окунь, плотва, красноперка, карась. Встречаются язь, сом, линь, налим, сазан и другие. (Атлас – определитель «От земли до неба» с. 160 — 161)
У.- В водоёмах водятся животные. А каких животных вы знаете?
Д.- Бобр, клоп – водомерка, водяная крыса, выдра и другие.( Атлас – определитель «От земли до неба» с.184, 190, 194)
У.- Растут растения. А какие растения вы знаете?
Д.- Камыш, рогоз, тростник, осока, кувшинка и другие. (Атлас – определитель от земли до неба)
VI. Экология.
У.- Мы часто говорим о бережном отношении к водоёмам. Каково значение водоёма в природе, для человека? Для чего нужны водоёмы? (слайд 13)
Д. -Украшают землю, по ним ходят суда, используют воду предприятия, место отдыха.
У. — Все наши водоёмы уникальны . Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого .Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы.
Что мы видим на этом слайде. Правильно ли это? Каким мы хотим видеть водоём, когда приходим отдыхать? (слайд 14)
Д.- На берегу реки лежит мусор.
У. — Как надо вести себя около водоёмов?
Дети называют:
— не бросать в воду мусор;
— не оставлять мусор на берегу;
— не мыть машины на берегу, следить за чистотой водоёмов
— Мы сегодня говорили много о водоёмах. Ответьте почему к себе так манит, так зовёт Брянский край ? Чем он нас привлекает?
Д.- Наверное красотой водоёмов. Мы любим отдыхать на берегу водоёма. Любоваться природой. Любим ловить рыбу
VΙI. Итог.
У.- Вот и подошёл к концу наш урок. Как называется тема нашего урока?
Д.- Водоёмы нашего края).
— Узнали вы на уроке для себя что – то новое, пополнили свои знания?
Ответы детей.
У.- На столе лежат полоски. Если вам на уроке было интересно, вы для себя узнали много нового интересного, поднимите красную полоску.
У.- Если вы были активны, старались, но что- то немножко не получилось, поднимите жёлтую полоску.
У.- Если вы ничего нового на уроке не узнали, вам было неинтересно, поднимите зелёную полоску.
У.- Я рада, что у вас полоски красного и жёлтого цвета и что вы пополнили свои знания. Что же узнали нового?
Ответы детей.
Учитель оценивает детей за работу.
VIII. Задание на дом.
Прочитать статью, Р.Т. с. 50, з. 4-5.